Светлана СТЕЛЬМАХ
Музыка и изобразительная деятельность в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель открывает ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия становятся источником для творческого вдохновения детей.
Публикация «Музыка и изобразительная деятельность в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.
Для развития эмоциональной отзывчивости, творчества детей дошкольного возраста большое значение имеет рисование музыки.
Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления.
Дети постарше в своих рисунках передают не только настроение музыки, её общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
После прослушивания музыкальной пьесы или фрагмента оперы (балета) на музыкальном занятии, ребята делятся своими впечатлениями, анализируют, выделяют средства выразительности музыки, а затем уже «рисуют её».
отрывок «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Опыт проведения занятий с детьми показывает, что в результате взаимодействия музыки и изобразительной деятельности происходит обогащение рисунков детей совершенно новым содержанием, у детей появляются интересные творческие решения изобразительных задач. И одновременно с этим, сам созданный рисунок дает детям возможность более глубоко постичь музыкальное произведение, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передается с помощью колорита, цвета. Для грустной музыки, подходят холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые. Громкость, сила звучания - передается с помощью величины изображения, темп – динамичностью движений.
Ласковый, нежный и самый любимый образ матери дети передают в своих рисунках после прослушивания пьесы П. Чайковского "Мама" из "Детского альбома".
Например, слушая «Времена года» П. И. Чайковского, можно увидеть осенний пейзаж, просыпающуюся природу после зимнего сна.
Образ природы, воспетый композитором в произведении "Осенняя песнь. Октябрь", нашёл вот такое отражение в рисунке юных художников.
Прсле прослушивания «Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского предлагаю ребятам представить себя снежинками, танцующими под музыку. А далее свои впечатления от музыки передают в зимнем пейзаже.
Вот так наши воспитанники передали образ трех медведей после участия в одноимённой музыкальной театрализации.
А впечатления от музыкальных сказок "Колобок" и "Кошкин дом" С. Маршака нашли свое отражение в этих рисунках.
Закрепить свои знания о поступенном движении мелодии вверх-вниз ребята могут не только в музыкально-дидактической игре "Домик-крошечка", но и посредством рисования.
Средством обогащения представлений воспитанников о мире животных служат также произведения Камиля Сен-Санса из «Карнавала животных» : "Лебедь", "Аквариум", "Королевский марш льва".
Так, знания о внешнем виде и звучании музыкальных инструментов, полученные на занятии, закрепляется посредством игр "Угадай, на чем играет Петрушка", "Музыкальный магазин", организованных воспитателем в группе. Далее дети уже в самостоятельной деятельности рисуют и раскрашивают музыкальные инструменты, определят, к какой группе они относятся (струнные, ударные, клавишные, духовые).
Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки на выставке, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали.
После выставки дети уносят свои рисунки домой. Воплощённая в красках музыка продолжает «звучать», становится для ребёнка ещё более близкой и интересной.
Занятия рисованием, совмещённые с музыкой, способствуют развитию у детей образного мышления, воображения, креативности.