Елена Мантрова
Развитие памяти дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти дошкольников с нарушением речи.
Память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, а значит, что следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В своих исследованиях П. И. Зинченко установил что при определённых условиях непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произвольного. Это происходит тогда, когда деятельность, в которую включено непроизвольное запоминание, требует интеллектуальной активности, т. е. Когда непроизвольное запоминание происходит в процессе решения каких-либо мыслительных задач. Вместе с
тем, непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение в дошкольном возрасте.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в развитии памяти детей. Память дошкольника становится центральной психической функцией, которая определяет все остальные психические процессы.
Основным видом является образная память. Важнейшие изменения в памяти происходят в возрасте 4-5 лет. Память ребенка приобретает элементы произвольности.
К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со
значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
На этапе дошкольного детства закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Важным показателем интеллектуального развития ребёнка является уровень его речевого развития ребёнка. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка, перестраивая все психическиепроцессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития психических процессов ребенка.
Ряд исследователей (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.) указывали на то, что память и речь существуют в неразрывном единстве, и нарушение одного влечет за собой нарушение другого. Несформированность памяти в различной степени свойственна всем детям с тяжелыми нарушениями речи. Нарушение мнестической деятельности также влечет за собой нарушение других психических функций. Таким образом, нарушения речи накладывают отпечаток на формирование не речевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды.
Связь между речевым недоразвитием и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития памяти, которые характеризуются следующими особенностями:
1) объем зрительной памяти практически соответствует норме, за
исключением запоминания геометрических фигур;
2) общее снижение функции слуховой памяти;
3) низкий уровень отсроченного воспроизведения;
4) низкий уровень продуктивности запоминания;
5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
У дошкольников с ОНР имеются трудности в составлении рассказов,
нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски,
незавершенность фрагментов рассказа, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказывания, трудности припоминания текста. Таким образом, при работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие развития речи и памяти.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений, для запоминания. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков) появляется возможность применить заместители и наглядные модели, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Используемые в работе с детьми наглядные модели могут представлять собой стилизованные изображения реальных предметов; символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов. Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица. (рис. 1)
Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например "веселый праздник"- шарик, салют; знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой) Можно использовать пиктограммы с изображением: слов предметов ( например: "девочка", "солнце", «бабочка" и т. д., слов-признаков
("большой", "маленький", "грустный", "веселый" и т. д., слов-действий("идет", "светит", "летает", символов-предлогов ("под", "над", "в" и т. д.).
Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных
вариациях.
Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.
Использование наглядного моделирования в учебном процессе с детьми с нарушениями речи, способствует развитию осмысленного запоминания, улучшению долговременной памяти, развитию ассоциативного логического мышления, оказывает положительное влияние на развитие связной речи, поощряет детей к самостоятельному воспроизведению знаний.
Использование инструментов наглядного моделирования в педагогическом процессе позволит педагогам успешно решать проблему подготовки детей с ОНР к школе.
Память - это основа умственной деятельности, формы психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, позволяющем повторно использовать в своей деятельности или возвращаться в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его нынешним и будущим и является самой важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аверин В. А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд. 2-е
перераб. и доп. - М., 2001
2 Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65
3 Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996
4 Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие/
/Дошкольное воспитание. - 1976 - №4. - С. 23-31.
5 Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. и др. Диагностика
нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб. : Детство-
пресс, 2001
6 Бельтюков В И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН
РСФСР, 1964
7 Блонский П. П. Память и мышление. – Изд. 2 – М. : Норма, 2007 – 208с.
8 ВахрушеваЛ. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. -М. : ФОРУМ, 2009 - 192 с.
9 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. : Педагогика. –
(академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология, 1984.- 432 с.
10 Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – СПб. : «Детство -
Пресс», 2007 – 471с.
11 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
М., 1994
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии – СПб. : Питер, 2006 – 320 с.
12 Маклаков А. Г. Общая психология М. 2006
13 Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и
коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе.
М. : ИнтелТех, 1994
14 Хромых Т. В. Наглядное моделирование в логопедической работе с
детьми старшего возраста с ОНР // Воспитатель ДОУ. - 2012 - №4. - С.
113-116
15 Чурсина Н. П. Особенности формирования мнестической деятельности
у дошкольников с речевыми нарушениями // Психолог в детском саду.
2009 - №3. - С. 107- 126
16 Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М. 2001