марина ожигова
Развитие общих речевых навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исходя из своей многолетней практике своей работы, при обследование детей дошкольного возраста неоднократно встречаешь у 90% детей с нарушением речи. В связи с данной проблемой ведется тесная связь с воспитателями, для преодоления данных проблем. Проводятся консультации, создаются памятки, посещаются родительские собрания, круглые столы с обсуждениями.
Ведь перед нами педагогами стоят чрезвычайно важные и ответственные задачи в воспитании детей раннего возраста. Одна из основных является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период - от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребё нка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. В огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Публикация «Развитие общих речевых навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основой правильной речи учитываются развитие общих речевых навыков. К ним относятся:
- темп (скорость речи,
- ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов во фразе,
- артикуляция (деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих звуки и слова)
- голос (основные его качества-сила и высота,
- дикция (степень отчетливости и произнесения слов,
- словопроизношение (четкое произношение гласных,
- речевое дыхание (основные качества- длительность и интенсивность,
- выразительность произношения (то есть произношение с чувством,
Рассмотрим некоторые из них.
Формирование речевого дыхания-это один из первых этапов коррекционной работы с малышами. В отличие от нормы, при нарушении дыхание имеет слабый вдох и выдох, который может осуществляться через рот и нос одновременно. Речь ребенка звучит тихо и неразборчиво, не договаривает фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата увеличивает рост хронических заболеваний дыхательных путей.
Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками мы применяем дыхательные упражнения. Условно делим их на две большие группы, в зависимости от их цели:
1. Формирование правильного выдоха.
Используя различные игры-упражнения, мы укрепляет главную дыхательную мышцу- диафрагму у ребенка. На продолжительном выдохе, следим за тем, чтобы дети не приподнимали плечи, вытягивали губы вперед, и совершали медленно выдох, не надувая щеки. Очень широко используем такие игры, как «Сдуй шарик», «Забей мячик в ворота», «Подуй на снежинку», «Мельница» и т. д.
2. Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов.)
Подключаем в работу и другие игры на формирование правильного речевого дыхания, произнося на выдохе отдельные гласные звуки «А!», «У!». Затем эти звуки соединяем: «АУ!» Усложняя задание, продолжаем тренировать продолжительность и силу выдоха на звукоподражаниях. Стараемся подбирать звукоподражания с теми звуками, отработкой которого занимаемся с ребенком в данный момент.
Игра «Покормим птенчиков»
Воспитатель. Я-мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: Пи-пи-пи»,- и машут крылышками (дети повторяют движения за педагогом и произносит звукосочетание)
-Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат (дети снова имитируют движения птенцов и произносят «Пи-пи-пи»)
Мама прилетела и начала кормить своих птенчиков. (Воспитатель имитирует кормление птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рты)
Игра «Колокольчики»
Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь» Сейчас колокольчики «позвенят», споют песенки-сначала девочки, затем мальчики.
Из-за невозможности владением голосом самостоятельно-усиливать или ослаблять звучание. На основе подражания, задействуем одновременно другие игры на развитие силы голоса.
Игра «Кто в домике живет?»
Педагог показывает картинку с изображением кошки. Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (Дети громко повторяют). Следующая картинка с изображением котенка. Котенок мяукает тихо (Дети тихо повторяют звукосочетание) Затем можно использовать картинки с изображением собаки и щенка.
- Зверюшки пошли домой (картинки убирают за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет? «Ав-ав (произносит громко) (Ответы детей) Правильно собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей)
Таким же образом дети отгадывают с другими предметными картинками)
Развивая речевые навыки, безусловно, соблюдаем принцип от простого к сложному. Ставя при этом определенные задачи, например: выполнять действия в соответствии с текстом, правильно и четко произносить определенные звуки, развивать силу голоса, активизировать мышцы губ, произносить определенное звукосочетание, выполнять движения по подражанию, понимать значение глаголов, продолжать развитие правильного ротового выдоха, носового вдоха, произносить звукоподражание громко и тихо и так далее.
Благодаря своевременной помощи педагогами малышам, происходит развитие плавного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкому соблюдению пауз, формированию плавности речи и интонационной выразительности.