Оксана Маслова
Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж. Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.
Публикация «Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Сфера общения всегда привлекала внимание исследователей. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его от-ношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому, является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей пси-хики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.). Именно в процессе обще-ния с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения не-возможно установление психического контакта между людьми.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в до-школьном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.
Многие ведущие психологи Л. И. Божович, Л. C.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, а также А. Валлон, Р. Заззо отмечают, что дошкольный возраст - это возраст, когда фактически закладываются основы личности. В это время у ре-бенка формируется первая модель мира - система представлений об окружаю-щей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими. Ма-лая общительность, неуверенность в себе могут оказаться серьезным тормозом в развитии активности и инициативности ребенка.
Владение навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, чрезвычайно важны для ребенка. Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста имеет разноплановую научно-теоретическую и практическую реализацию:
- для воспитателей и учителей, так как на этом фоне формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный;
- для родителей, поскольку нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками, а многие качества, при-обретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью;
- для самих дошкольников, так как в дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения: конфликтные и дружеские, и выделяются дети, испытывающие трудности в общении.