Александр Владимирович Гришин
Развитие образования и его уровень
▼ Скачать + Заказать документы
Высшее образование – это «уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т. д.) Высшее образование – результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники. Специфика высшего образования в непосредственном взаимодействии образования и научной деятельности, преподавании учебных дисциплин на уровне, максимально приближенном к актуальным достижениям науки и практики, повышенные требования к социально-гражданской и деловой
Темочки:
подготовке выпускников учебных заведений». Данный термин не только хорошо излагает, что такое «высшее образование», но и освещает основные стороны этого процесса.
На сегодняшний день высшее образование в России сталкивается с проблемами, «тормозящими» развитие системы. Одна из наиболее ярко выраженных проблем - явное снижение качества образования в высших учебных заведениях. Существует достаточно факторов, влияющих на данный процесс. Несомненно, это касается далеко не всех университетов, но общий уровень значительно упал.
Чаще всего это связывают с тем, что, в конце 90-х высшее образование стало более доступным, появилось большое количество ВУЗов, но вот на качество обучения стали меньше обращать внимание.
Усугубило этот процесс и введение ЕГЭ, как системы проверки знаний, полученных в школе и оценке, дающей (или не дающей) путь в университет. ЕГЭ оказался губителен для высшего образования – будущие студенты сориентированы на тесты и абсолютное меньшинство владеет «навыками говорения».
Более того, преподаватели, заставшие прежнюю систему (до 90-х годов прошлого века, отмечают не только заметное снижение уровня знаний, но и заметное ухудшение способностей к коллективной работе и мотивации к получению знаний в целом. Многие исследователи отмечают, что введение ЕГЭ в систему образования повлияло на повышение коррупции, даже несмотря на то, что условия проведения экзамена каждый год становятся все строже, пытаясь исключить этот факт и возможность списать.
Тем не менее, рассуждая об отмене Единого государственного экзамена, деятели науки утверждают, что отмена ЕГЭ приведет к чудовищным последствиям, школьники не смогут перестроиться, а альтернативы, которой можно было бы заменить ЕГЭ, попросту нет.
Проблема коррупции связана не только с Единым государственным экзаменом, но и со всей системой высшего образования в целом, существование этого пагубного явления признает и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерство активно ведет борьбу с коррупцией, но в основном, не в самой науке и ВУЗах, а среди чиновников этой области.
Доступность системы высшего образования привела и к тому, что упал общий уровень интеллектуальной ориентированности – преподавательский состав ориентирован на средний уровень студентов, который оказался намного ниже прежнего. Благодаря большому количеству коммерческих мест, в
университет поступить стало легче, следовательно, большая часть студентов оказались с низким уровнем подготовки и обучаемости в целом.
Несмотря на то, что еще пару лет назад многие были убеждены, что высшее образование является престижным и необходимым в современном обществе, на данный момент, особенно среди молодых людей, бытует мнение о снижении значимости высшего образования. И действительно, с ухудшением качества получаемых знаний университеты начали терять значимость, а многие предприятия стали обращать внимание на навыки и опыт больше, чем на наличие высшего образования.
Еще одна проблема высшего образования – разрыв между предлагаемой университетом подготовкой к предстоящей работе и реальными условиями, которые ставят работодатели перед выпускниками.
Возможно, это связано с большим прогрессом в большинстве специальностей, который произошел после обучения преподавательского состава, с недостатком практических знаний у преподавателей.
Из этого исходит еще одна проблема – нехватка не только кадров, сориентированных на современный рынок труда и реальные новые особенности профессии, но и устаревшая техническая система. Нехватка ресурсов на обновление (например, компьютеризацию) процесса обучения.
Еще один минус современной системы образования, по сравнению с той, что была до 90-х годов, это сотрудничество на постоянной основе высших учебных заведений с предприятиями. Несмотря на то, что на данный момент обязательное распределение кажется чем-то неприемлемым для современных студентов, многие бы позавидовали таким условиям, ведь проблема поиска работы для выпускника без опыта, как уже отмечалось выше, очень актуальна. Для большинства работодателей важен опыт, даже если выпускники получают работу по профессии, первые годы заработная плата оставляет желать лучшего. Из этих данных исходит еще одна проблема – получив высшее образование «только ради корочки» или не найдя работу по профессии с достаточным заработком, бывшие выпускники идут работать не по профессии, или вовсе остаются без работы долгое время.
Пока не будут решены данные проблемы, продвижение системы образования не кажется возможным. На данный момент уровень системы образования и высшего образования в частности оставляет желать лучшего, этот уровень не может дать стране достойное развитие и продвижение молодежи. Остается только надеяться, что образование станет более открытым, прозрачным, честным, производственно-ориентированным, и, главное, качественным.