Кондратьева
Задачи музыкального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Кондратьева Ирина Николаевна
преподаватель высшей категории
хора и теоретических дисциплин
НР МБУ ДО
«Детская школа искусств им. Г. С. Райшева»
Тюменская область, ХМАО-Югра
"Музыка, как дар для всех, кто хочет, но не может стать музыкантом"
Только избранные имеют слух такой, как у тебя,
я же имею только то, что дал мне Бог.
Ты со своей музыкой забыл о главном.
что в груди неизбранных тоже бьется сердце.
Том Жобим
Публикация «Задачи музыкального образования» размещена в разделах
Существует мнение, что талант должен быть врождённым. Но это самая неверная установка. Тот, кто думает именно так- неверно понимает природу музыкальной деятельности ребёнка, думая, что талантливый ребёнок уже полностью «готов» для музыкальной деятельности. Преподаватель готов буквально «уцепиться» за талантливого ребёнка, да и смотрит на него, как на продукт индивидуальной гениальности, иногда даже, совершенно не обращая внимание на ребёнка, который тихо просто поёт, как слышит, танцует, как умеет, понимает, как чувствует. Обычно такие дети исключаются из процесса обучения, потому, что не проходят по стандартам музыкальной школы (какое страшное слово для творчества- стандарт). Дети – это кладовая впечатлений, и от того, как мы сможем организовать обучающий процесс, зависит качественная наполняемость кладовой знаний. Самое страшное – присутствие единообразия и усреднённости развития ученика.
Отсутствие раннего проявления музыкальности и даже физической возможности ребёнка, ещё не является свидетельством того, что ребёнок лишён музыкальных и художественных способностей. Природная способность детей к музыке, ритму, изобразительной деятельности проявляется, но, иногда, достигнув определённого уровня, они не могут преодолеть «барьер» развития. В музыкальную школу, школу искусств приходят дети разных способностей, физических возможностей, темперамента и интеллекта. У большинства из них одно желание – удовлетворить своё любопытство, пытливость к знаниям в музыке, где ученик должен стать равноправным участником учебно – воспитательного процесса.
Первое, на что должно быть направлено эстетическое и музыкальное образование- это преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых ориентировано на предстоящий «праздник встречи с прекрасным».
Второе - преподнесение музыки как живого образного искусства.
Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства.
Зачем много говорить о музыке? Пусть дети сами встретятся с ней, двигаются под музыку, а может просто слушают…Пусть дети учатся владеть элементами музыки через игровые моменты, чтобы предмет сольфеджио не стал рутиной. Извлекая простые звуки на различных инструментах (колокольчик, металлофон, деревянные коробочки, бубенцы, шумовые колористические инструменты, дети с удовольствием откликаются на них, а это побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.
Процесс обучения музыке иногда основывается на методе «натаскивания», ни для кого это не секрет. Преподаватель предлагает ученику выполнить схему, направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только лишь принять эту схему, даже если она совершенно ему чужда, и, таким образом, он отказывается от своих музыкальных желаний и намерений, удаляясь и отчуждаясь от своей непосредственной социально-музыкальной среды. Известный музыковед В. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомимическим движением». Пока дети не знают о жанрах музыки, стилях, о нотации, но она им нравится, потому что познание в таком возрасте проходит чувственно. К точным понятиям, к объективной интеллектуальной информации (музыкальной грамоте, истории музыки, искусства) можно легко представить детям позже, когда укрепится и появится к музыке живой интерес.
Нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. Дети ориентированы на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, а дети –инвалиды, особенно те, которые лишены возможности посещать дошкольные и школьные учреждения, способны острее заботу проявлять сопереживание, сочувствие. При целенаправленном педагогическом влиянии выражение нравственно-ценностных отношений становится стабильнее и активнее (Н. Ньюкомб).
Мы задаём себе вопрос- как же нужно работать с такими детьми, чтобы помочь им принять мир добра и красоты, мир, построенный на любви, дружбе, взаимопонимании? Принять тот мир, которые иногда им не доступен, они мало видят его, да и принимают этот мир только лишь в силу своего понимания. И самое страшное- они лишены чувства товарищества, взаимопомощи, некоторые вовсе не имеют друзей.
На самом же деле, такие дети действительно способны не только воспринимать состояние другого человека, но и проявлять доброту, уважение, сочувствие к постоянно окружающим им взрослым; при этом способы выражения этих чувств обычно отличаются от привычных, принятых в обществе.
Эмоциональная включенность детей- инвалидов очень высока в нравственных ситуациях. Они никогда не остаются равнодушными. Может быть потому, что им хочется, чтобы никогда не оставались равнодушными люди, по отношению к ним. Ждать от них проявления просоциальных, т. е. позитивных, действий ради другого человека от таких детей не приходится. Но оставлять без внимания способность беззащитного человечка к ценностному восприятию отношений между людьми - значит потерять, время, иногда даже безвозвратно.
Такие дети не очень, может быть, хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывает, порой, больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка и художественное творчество. Сила этих видов искусств заключается в том, что они способны передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно только включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Точно так же «работает» и художественное искусство.
Суть обучения разных детей музыке заключается в разработке таких мероприятий, главной целью которых является развитие позитивного восприятия самого себя. Только такой ребенок, который верит в свои силы и знает, что он любим, способен любить и понимать других. Они раскрепощаются, становятся общительными, учатся общаться с людьми, приобретают уверенность в свои силы, становятся спокойными, веселыми. Музыкальные мероприятия могут даже изменить самооценку таких детей. Работающая «обратная связь», поддержка в выражении чувств детей, создание благоприятной атмосферы, способствующей конструктивному общению, повышение самооценки и обогащение ценностного опыта ребенка - всё это является главными задачи данного проектного плана.
В проведении и подготовке нет отличия разработанных музыкально-художественных мероприятий от тех, которые проводятся в рамках учебной воспитательной программы школы искусств. Технология и содержание их прове-дения остаются такими же. Но эмоционально они должны быть выдержаны намного острее.
Первые встречи с такими детьми должны быть с наиболее близкого эмоционального расстояния. Это может выражаться даже в начале самого мероприятия. Можно предложить на первых встречах не сидеть детям в зале (тем более, что некоторые из них сидят только в инвалидных колясках, а предложить родителям рассадить детей по кругу, где дети могут не только видеть лица друг друга, но и держаться за руки. На первых встречах необходимо ознакомить их с доброй и располагающей обстановкой. Очень важно, чтобы все дети почувствовали: им здесь рады! Тогда у них возникает особое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к самим себе и к сверстникам, появляется предчувствие чего-то загадочного и интересного. С этого момента и будет разворачивается работа по воспитанию нравственно-ценностных отношений между детьми разного уровня организации.
Сложность проведения таких мероприятий могут иметь незапланированные обстоятельства. Но участливый взгляд преподавателей, улыбка, поддержка, искренняя заинтересованность в их действии, вернут их в эмоционально позитив-ную атмосферу концертной деятельности, никто не останется в стороне, а в зале будет царит ощущение предстоящего праздника, предвкушение чего-то та-инственного. Музыка и художественное творчество раскрепощают детей, помогают найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом.
Не стоит ждать, что ребенок послушает музыку и станет лучше : поймет, как оказать поддержку сверстнику, найдет что сказать, когда близкому человеку плохо. Поэтому нельзя допускать пассивное слушание классики, так как мероприятие «без радости» не дает возможности говорить о прямом воздействии музыки на нравственное развитие личности. Это учитывается в составлении плана мероприятий, которые проводятся в разработке данного проекта.
Каждое мероприятие будь это-концерт, музыкальное представление, познавательное мероприятие, обыгрывается детьми, «проникая» в них через основные каналы восприятия: аудиальный, кинестетический, визуальный. Музыкальные праздники выполняют функцию структурирования, задают их внешнюю и внутреннюю форму, ритм, динамику, пульс и эмоциональную энергию.
Может быть, в первое посещение не всем по силам будет передать своё эмоциональное состояние, но в следующий раз они будут готовы поделиться своим настроением. Особенно важно моделировать заранее нравственные ситуации. Всегда видишь у детей открытые и сияющие глаза - от радости самовыражения в звуках и движениях, от свободы импровизации, от желания поделиться ощущениями через музыку, прикосновение. А такую радость нельзя не заметить и не полюбить, это вдохновляет!
Все, кто занимается различными видами творчества с детьми, и не только те, кто призван учить культуре, должны убеждать всех детей, что они могут и умеют жить среди интересных, творческих и красивых людей, потому как сами являются таковыми!