Екатерина Грачева
Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с небылицами-перевёртышами
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст является главным периодом для развития речи ребенка. К старшему дошкольному возрасту у детей развивается понимание образной стороны речи, ничто так не обогащает образную речь детей, как небылицы – перевертыши, они занимают особое место в развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с небылицами-перевёртышами» размещена в разделах
- Небылицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: выявить и описать формы и методы развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с небылицами – перевертышами.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с небылицами – перевертышами.
2. Рассмотреть особенности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальное исследование развития образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с небылицами- перевертышами.
Понимание «образности речи», свойственное детям, основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в контексте, как правило, теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.
Понятие значению «образная речь» А. А. Потребня, М. Н. Макарова дают как выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами. Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает как правило сравнение.
Словарная работа, которая направлена на понимание смыслового богатства слова, способствует формированию умения ребенка находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Необходимо развивать умение детей употреблять слова и словосочетания в соответствии с определенной речевой ситуацией, способствовать свободному выбору языковых средств высказывания.
Главная задача образной речи - связывать с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих у аудитории эмоциональные реакции, переживания. Закрепить эти позитивные переживания целевой аудитории за рекламируемым объектом означает сформировать нужный его имидж, что достигается, конечно, не только с помощью языковых средств, речевого воздействия. Формирование связной речи имеет огромное значение для развития образной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.
Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности. Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства.
Формирование образной речи зависит от того, насколько сформированы речевые умения ребенка в целом и сформированы художественные средства выразительности в частности.
Старший дошкольный возраст, является благоприятным для развития образной речи еще и потому, что импульсивность детской речи снижается, в связи с развитием произвольности, поэтому выразительность становится все более регламентированной, придерживающейся языковых правил. Но, в то же время, старшие дошкольники способны как к непроизвольной выразительности, так и к сознательной выразительности в том числе.
Развитие образности речи включает все направления работы над словом - лексическое, грамматическое, фонетическое.
Лексическая сторона речи - словарная работа, которая направлена на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией, раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов, оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи.
Формированию образной речи способствуют упражнения: подбери точные слова - определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.
Грамматический аспект развития образности речи очень важен, используя разнообразные стилистические средства, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно. Образность присутствует всегда, где мысль выражается при помощи различных выразительных средств.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.
Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции - в продуктивных.
Методические приемы развития образности речи традиционно делятся на три основные группы: - словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос). - наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению). - игровые (могут быть словесными и наглядными, возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий).
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными методами развития образной речи детей старшего дошкольного возраста являются наглядные, словесные и практические. Педагогическими приёмами являются словесные, наглядные, игровые.
С целью повышения уровня образной речи мы изготовили дидактические игры.
1.«Странные рассказы».
Детям предлагалось послушать один из коротких рассказов:
«Зимой, когда ярко светило солнце и было жарко, ребята пошли на речку купаться. Потом сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступило лето. Все птицы улетели на север, птичкам, которые остались было не чего есть, что бы им помочь, дети решили смастерить скворечники. Скворечники дети развесили на грядке и заметили, что к домикам стали подлетать бабочки и клевать корм. Детям стало снова весело»; «У Миши сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: белую свёклу, соленые конфеты, сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?».
После прослушивания детей воспитатель просил проанализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумать собственные небылицы или перевертыши.
2. Дидактическая игра «Быль или небылица».
В данную игру можно было играть как на прогулке, так и в группе. Количество участников не ограничено.
Если игра проводилась на улице, то педагог чертил на земле линию, если игра проводилась в группе, то на пол воспитатель клал ленту или веревку.
Детям предлагалось встать за линией, а педагог вставал перед ними. Перед тем как начать игру педагог знакомил детей с условными знаками.
Если педагог говорил то, что может случиться в жизни (быль, надо было поднять руки над головой и хлопнуть в ладоши, если говорил то, чего быть не может (небылица, нужно было присесть на корточки и закрыть руками глаза. После этого педагог читал детям короткий стишок, а те должны отреагировать на него правильным условным движением. Сам педагог никаких движений делать не должен. Каждый, кто показал правильный знак, делает шаг вперед. Все, кто ошиблись, остаются на прежних местах.
Победит тот или те, кто на момент окончания игры продвинется дальше всех.
3. Дидактическая игра «Слово заблудилось».
Цель игры - формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Правила игры: педагог читал стихотворение, а дети должны были заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слова.
1. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
- Кто ползет?
Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх).
- Лук может ползти? (Нет)
Тогда кто же ползет? (Жук).
Второй вариант данной игры:
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном.
- Что врач назначает больному? (Цапли).
- Может быть такое лекарство? (Нет).
- Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).
4. Дидактическая игра «Что не так?»
Педагог читает детям небылицу –перевертыш :
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
Далее педагог задавал вопросы детям:
Какие действующие лица в стихотворении? -Кто ехал на коне? Кого вел Ваня? Как вел? Что делала старушка? Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так?
После того, как дети ответят на все вопросы правильно, педагог предложил детям это стихотворение перестроить в небылицу.
- Как мы это можем сделать? (переставим слова) - Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (переставить местами героев)
5. Дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц?»
Цель: формировать умение детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Педагог предлагал детям прослушать рассказ, стихотворение и тем кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы. Сначала педагог читал небольшую часть рассказа, стихотворения, медленно, выразительно, акцентируя места с небылицами.
Выигрывает тот у кого больше фишек и кто смог объяснить в какой части стихотворения или рассказа ребёнок заметил небылицу.
После завершения игры воспитатель тех детей кто отложил меньше фишек, просил назвать замеченные небылицы, а тех детей которые набрали больше фишек назвать небылицы которые не заметил первый отвечающий
6. Дидактическая игра «Чего на свете не бывает»
Цель: способствовать формированию умения находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинок-нелепиц.
Педагог предлагал детям рассмотреть картинки-нелепицы и просил детей не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное.
7. Дидактическая игра «Слово заблудилось»
Педагог произносил рифмованные и нерифмованные фразы, в которых использовались неподходящие по смыслу слова. Дети слушали и подсказывали нужное слово.
На полу из плошки молоко пьет ложка. (кошка,
На полянке у дубочка собрала кусочки дочка. (грибочки).
Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша. (каша, ложка).
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост. (нос).
«Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок. (пирожок. внучок)
8. Дидактическая игра «Кто первый».
Цель: способствовать формированию умения детей замечать небылицы, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Воспитатель зачитывал отрывок из сказки, а дети должны были заметить, что в прочитанном отрывке сказки не соответствует действительности.
«Серебряного копытца» - Даренка увидела не козленка, а коня; высекал не камни, а конфеты.
9. Дидактическая игра «Бывает - не бывает»
Педагог называл какую-нибудь ситуацию и бросал ребенку мяч. Ребенок ловил мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч отбивал рукой.
1. Мама пришла с работы.
2. Машина летит по небу.
3. Щенок хочет есть.
4. Лиса пошла в школу.
5. Апельсин соленый.
6. Корова залезла на дерево.
7. Шапочка железная.
10. Дом пошел гулять.
11. На сосне выросли яблоки.
12. В кастрюле варится самовар
10. Дидактическая игра «Знаешь ли ты предметы, среди которых живешь?»
Цель игры: способствовать формированию умения понимать художественный образ, заключенный в загадке.
Воспитатель детям задавал вопрос, хорошо ли они знают предметы, которые есть в группе. Заранее педагог подготовил предметы, о которых предлагались загадки (игрушки, стул, ложка). Для того чтобы дети по-разному, самостоятельно строили свои доказательства, необходимо было подобрать несколько загадок об одном и том же предмете.
11. Дидактическая игра «Измени слово» или придумай похожие слова.
Цель: способствовать в упражнении детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Воспитатель предлагал детям поиграть играть со словами. Посмотреть на картинку и сказать, что нарисовано на этой картинке? (игрушки) Далее предлагал детям подумать какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «Игрушки»? (игрушечный)
За каждый правильный ответ ребёнок получал флажок. Выигрывал тот, кто наберет больше флажков.
12. Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»
Цель: способствовать развитию умения понимать переносное значение слов.
Воспитатель предлагал детям подобрать многозначные прилагательные и глаголы, которые в зависимости от словосочетания меняли значение.
(Лужа -мелкая, а море-глубокое. Ягоды земляники -мелкие, а ягоды клубники-крупны).
Таким образом, можно сделать вывод, что весь подобранный дидактический материал способствовал формированию образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является главным периодом для развития речи ребенка. К старшему дошкольному возрасту у детей развивается понимание образной стороны речи, ничто так не обогащает образную речь детей, как небылицы – перевертыши, они занимают особое место в развитии детей дошкольного возраста.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования сказано об обеспечении развития личности ребенка. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, развитие речевого творчества и др. На этапе завершения дошкольного образования ребенок использует речь для выражения своих мыслей и образов
Понятие «образность» как «коммуникативное качество речи» способствует формированию чувственного отражения действительности. Основополагающим фактором в развитии образной речи детей дошкольного возраста является использование небылиц - перевертышей. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и ее анализе.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся привлечь к себе внимание собеседников и выражается данное стремление в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может пользоваться речевыми интонационными средствами, а также способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора, что является частым проявлением образной речи.
Старший дошкольный возраст, является благоприятным для развития образной речи еще и потому, что импульсивность детской речи снижается, в связи с развитием произвольности, поэтому выразительность становится все более регламентированной, придерживающейся языковых правил. Но, в то же время, старшие дошкольники способны как к непроизвольной выразительности, так и к сознательной выразительности в том числе.
Формирование образной речи зависит от того, насколько сформированы речевые умения ребенка в целом и сформированы художественные средства выразительности в частности.
Основными методами развития образной речи детей старшего дошкольного возраста являются наглядные, словесные и практические. Педагогическими приёмами являются словесные, наглядные, игровые.
В рамках курсового исследования была проведена диагностика изучения исходного уровня развития образности речи у детей дошкольного возраста.
Данные диагностики показали, что уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста находится на низком уровне.
С целью повышения уровня развития образной речи был подобран диагностический материал.
Повторное исследование развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, показали, что уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста повысился и находится на достаточном уровне.
У детей были выявлены следующие умения:
1. Умение адекватно подобрать слова;
2. Умение употреблять образные средства языка,
3. Умение понимать значение пословиц
4. Умение употреблять синтаксические конструкции
5. Умение использовать различные словообразовательные средства.
свидетельствуют о том, что подобранный дидактический материал способствовал формированию образной речи детей старшего дошкольного возраста.