МИхайлова Наталия
Развитие нравственных и духовных ориентиров у детей с ОВЗ в досуговой деятельности
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Гуковская специальная школа-интернат № 11»
Доклад для выступления на педагогическом совете
подготовила: Михайлова Н. П.
декабрь 2022
слайд 1
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Публикация «Развитие нравственных и духовных ориентиров у детей с ОВЗ в досуговой деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Слайд 2
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от педагога, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся воспитанников соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Организация нравственного воспитания в нашей школе носит комплексный характер, так как происходит не только в процессе учебной деятельности, но и в досуговой.
Хорошо известно, что досуговые мероприятия дают больше возможности находиться рядом со своими воспитанниками, а это даёт, в свою очередь, возможность выяснить особенности каждого ребёнка, понять мотивы его поведения, предвидеть его реакции в различных ситуациях. Таким образом, постоянно находясь с детьми, на основе существующих способов нравственного воспитания мы работаем над развитием духовно-нравственного потенциала школьников, у которых накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций.
Слайд 3
Формы проведения досуговой деятельности разнообразны это :
- внеклассные мероприятия;
- экскурсии;
- выставки, конкурсы, соревнования;
- трудовой десант;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- проектная деятельность;
- кружковая деятельность
Все виды деятельности способствуют раскрытию творческих способностей детей, формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Все мероприятия у нас проводятся согласно общешкольному плану.
Слайд 3
Такие мероприятия, как «Международный день мира», «Учимся жить вместе», «Я сердцем вижу мир», «Страна глухих» ,
Слайд 4
«Она нам в жизни всех милее», «Не будем равнодушны», акция «Милосердие» «Низкий вам поклон»,
Слайд 5
конкурсы и выставки рисунков и поделок «Мы вместе, мы рядом», тематические выставки способствуют формированию таких качеств личности, как доброта, милосердие, сочувствие, любовь к ближнему человеку.
Слайд 6
Мероприятия гражданско - патриотического направления «Нам нужен мир на голубой планете», «Мы помним тебя Беслан», «День государственного герба Российской Федерации», арт – терапия «Символы России», «День героев Отечества»,
«День воинской славы «Спасибо деду за победу» способствуют становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Формируют гражданские и патриотические качеств личности обучающихся воспитанников, воспитанию у них активной жизненной позиции.
Слайд 7
Такие мероприятия как «Масленица», «Праздник русской матрёшки», «День любви и верности», «Чай. Как он вкусен, ароматен», «День хлеба»,
Слайд 8
посещение музея, театра
знакомят ребят с традициями и обычаями русского народа, с историей родного края.
Слайд 9, 10
Любовь к школе, городу, к своей Родине, к родной природе надо прививать с раннего возраста. Так с детьми младшего возраста была проведена проектная деятельность «Удивительный мир родной природы» в рамках «Разговоры о главном», «Спешите делать добро».
Слайд 11
Мероприятия экологической направленности «Всемирный день защиты животных», «Синичкин день», «День земли» способствуют формированию чувства ответственности за состояние родной природы, чувства сострадания ко всему живому.
Слайд 12
Озеленяя и благоустраивая школьный участок, ребята приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях «Трудовой десант», «Покормите птиц зимой», «Чистая школа» у воспитанников развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах.
Слайд 13
Большое значение в нравственном воспитании играют часы чтения. Чтение художественной литературы и беседы о прочитанном, викторины и конкурсы помогают воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, любовь к чтению и к книге.
Слайд 14
Важное значение в воспитательной работе имеет кружковая деятельность, она способствует сплочению коллектива, сближению детей в группе по их интересам. Во время кружковой деятельности развиваются не только творческие способности, но и формируется потребность в познании, любознательности, воспитывает уважительное отношение к своему труду и труду товарища, умения совместно выполнять коллективные работы, формирует духовную и нравственную культуру, устойчивый интерес с пользой проводить свободное время.
Слайд 15
Воспитанию таких нравственных качеств, как товарищество, взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к сопернику, честность, способствуют подвижные игры на свежем воздухе. Воспитатели направляют и регулируют отношения детей в игре, используя приемы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.
Нравственное воспитание детей с ОВЗ должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.