Юлия Огородник
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру
▼ Скачать + Заказать документы
Россия переживает один из непростых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены: материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Это привело к изменениям приоритетов в обществе. Больше всего от этих перемен пострадали дети. У них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Чрезвычайно актуальной стала проблема развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Народные игры, удивительно совершенные и ценные произведения народного искусства, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа, помогали на протяжении многих веков формировать у детей нравственные чувства. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания : - формирование культуры поведения; - воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; - воспитание нравственно - волевых качеств. Когда ребенок общается со взрослыми и сверстниками, его нравственные чувства направлены на другого человека. Здесь можно отметить развитие таких чувств, как чуткость, внимательность, милосердие, дружелюбие. При этом развиваются не только умения ладить с людьми, но и понимание людей, эмоциональное сочувствие, симпатия. 13 Нравственные чувства - эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Нравственные чувства являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе на основе ценностей моральных. Они всегда социально обусловлены и носят исторический характер. Нравственные чувства многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, милосердия, чести, но в их основе всегда лежит психологическая способность сопереживания другим людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период развития личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности. На протяжении многих лет в дошкольной педагогики велась большая работа по внедрению инноваций, компьютерных технологий, поиску новых подходов в воспитании и образовании при этом практически полностью потерялись традиции использования народной игры. Русская народная игра имеет огромную возможность развивать у детей способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему, милосердия, справедливости, дружелюбия. Народная игра позволяют ребенку быть участником игры, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться и т. д. В игровой форме дети усваивают необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, исключаются из игры, а эта санкция достаточно действенна на ребенка, а также получают возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. Чёткой классификации народных игр нет. Условно их можно разделить на виды: а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим); ж) драматические (с элементами театрализованных действий). Для развития нравственных чувств дошкольников можно использовать следующие народные игры :«Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «Петушок», «Лиса в курятнике», «Матушка весна», «Лягушата», «Пчелки», «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», 14 «Волк - волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма», «Аюшки», «Маляр и краски», «Мы матрешки», «Огородная хороводная» и др. Для работы с детьми было разработано блочное планирование народных игр :
Публикация «Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
1. Блок: обрядовые (календарные, хороводные);
2. Блок: по отношению к природе (природные);
3. Блок: трудовые (бытовые);
4. Блок: драматические (с элементами театрализованных действий);
5. Блок: подвижные (спортивные игры, игры состязания)
Каждый блок может успешно применяться во всех видах деятельности воспитателя. Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др. По отношению к природе (природные игры). Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.) Драматические игры (с элементами театрализованных действий) – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк - волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.) К подвижным играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари») Совместно с детьми мы составили правила общения друг с другом, которые позволяют детям позволять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей в игре. Развитие у детей нравственных чувств на основе приобщения к народным традициям через русские народные игры проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: - Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после сна. - Образовательный процесс. Поэтому русские народные игры используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью нравственного воспитания.