Хрипунов Юрий Фёдорович
Конспект занятия «Развитие навыков смыслового чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н. Карамзин
За последнее время статус чтения, отношение к нему в обществе изменилось. Люди стали меньше читать художественные тексты. Это уже просматривается в школе. Поэтому разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Данный документ ставит цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны. Срок выполнения – 2007-2020 годы.
Публикация «Конспект занятия „Развитие навыков смыслового чтения“» размещена в разделах
Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, одной из которых является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Новый образовательный стандарт предполагает работу в основной школе на всех предметах по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащиеся на этапе обучения в основной школе должны усовершенствовать технику чтения и приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, а также получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения, овладеть различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения текстов разных видов, научиться выбирать стратегию чтения в зависимости от учебной задачи.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.) наряду с другими познавательными универсальных действиями выделены действия смыслового чтения. Они нашли отражение в материалах федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в перечне планируемых метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Большая группа учебных действий смыслового чтения отражена на рис. 1
Рис. 1. Учебные действия смыслового чтения
Ключевая роль в формировании осмысленного чтения учащихся принадлежит учителям русского языка и литературы, которые через предметное содержание формируют навыки работы с текстом, обучают различным видам активного чтения, но каждый учитель-предметник должен сегодня понимать, что деятельность, связанная с чтением, пронизывает весь процесс обучения и каждый учитель должен научить ученика читать текст по своему предмету.
Перечисленные выше планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы по формированию смыслового чтения уже сегодня учитываются при разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной аттестации выпускников основной и средней школы.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка, извлечение информации.
Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К. Д. Ушинским. Он предлагал рассматривать художественное произведение как окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и обращал внимание, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти выдержки из методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия на ученика. Великий педагог включал в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм, также просматривался различный подход к чтению научно - популярных и художественных текстов. В заслугу педагогу ставят разработку принципов проведения бесед в зависимости от вида произведения, показ специфики работы над фольклорным произведением. Особую роль учёный отводил наблюдениям над жизнью природы и требовал использовать при чтении наглядность, т. к. считал, что это основной принцип обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Сегодня заслуживает особого внимания методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию навыка смыслового чтения.
Авторы программ литературного чтения образовательной системы «Школа 2010» Е. В. Бунеева и О. В. Чиндилова творчески переработали ранее созданное по данной теме и предложили технологию продуктивного чтения. Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы, а также является универсальным учебным действием.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап: Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Разновидности антиципации:
- Прогнозирование содержания текста по названию, эпиграфу.
Приведу пример: работаем над обзором произведений Андрея Платонова. Рассказ «Усомнившийся Макар». Прошу подобрать к слову «усомнившийся» синонимы; из морфемного анализа однокоренных слов приходим к выводу: усомнившийся - это человек, сомневающийся только в данный момент времени. В чем же усомнился Макар? Какие ассоциации вызывает имя героя? ( поговорка: куда Макар телят не гонял) Как вы понимаете смысл поговорки? (Что-то очень далекое, недоступное глухое место)
- Восстановление текста с пропущенными элементами (можно применить при работе с новым материалом)
- Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками
Предтекстовые приемы, которые использую перед прочтением текста :
1. Оценка текста.
2. Мозговой штурм
3. Ассоциации.
4. Обращение к жизненному опыту.
5. Чтение с остановками.
6. Антиципация.
7. «Дерево предсказаний».
8. Глоссарий
2 этап: Работа с текстом во время чтения.
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. В своей работе использую такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2–3 предложения) с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Приемы, используемые мною при работе с текстом:
1. Чтение с остановками
Данный приём позволяет управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по абзацам, первым всегда читает учитель. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.
Пример:
Урок литературы в 6 классе.
Тема: рассказ Куприна «Чудесный доктор»
Вопросы по 1 абзацу:
- Как зовут мальчиков?
- Где происходило действие?
- Когда произошли описываемые события?
- Изложенное в рассказе – вымысел? И т. п.
2. Прием драматизации.
3. Фишбоун.
Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над рассказом А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»
- Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
- Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
- Отразите «поиски» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины решаемой главным героем проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
- Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».
Рис. 1. «Фишбоун» в работе над рассказом А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»
4. Моделирование обложки.
5. Составление плана.
6. Кластер.
7. Составление ментальных карт
8. Диалог с автором.
При анализе текста особое место на уроке занимает активная работа со словом. В данной технологии выделяют 3 вида словарной работы:
- Работа с незнакомыми словами (можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарем) Акцент делается на то, что каждое непонятное слово должно быть препятствием для дальнейшего чтения.
- Работа со словами-ключиками: особенность - вычитывание подтекстовой и концептуальной информации из содержания. Почему «слова-ключики»? Они помогают догадаться, что автор текста хотел сказать читателю. Иногда от одного слова зависит правильное понимание смысла всего текста;
- Работа со словами-образами (тропами). Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
Ф. И. Тютчев
Есть в осени,.
Короткая, но …. пора –
Весь день стоит как бы….
И …. …. вечера …
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины …. волос
Блести на …. борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых …. бурь –
И льется …. и …. лазурь
На ….поле.
Задания:
А. Вставьте пропущенные эпитеты.
Б. Назовите автора стихотворения.
В. Сверьте свой текст с оригиналом.
Г. Определите настроение, интонацию, характер лексики.
3 этап: Работа с текстом после чтения.
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк») :
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
3. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом? Точен ли художник в изображении фрагмента?
Учитель еще раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма).
4. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Послетекстовые приемы работы:
1. Синквейн.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк, в котором синтезирована основная информация.
Урок литературы в 5 классе
Тема: «Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Примеры синквейнов:
1. Васютка.
2. Наблюдательный, находчивый.
3. Увлекся, заблудился, выдержал.
4. Тайга хлипких не любит.
5. Герой. 1. Мальчик.
2. Наблюдательный, смелый.
3. Выживал, беспокоился, спасся
4. Полное озеро речной рыбы
5. Путешественник
2. Аннотация.
3. Составление/ разгадывание кроссворда.
4. «Верные –неверные утверждения»
Можно предложить после прочтения рассказа И. Тургенева «Муму»
Утверждения Верно Неверно Нет информации
В одной из отдаленных улиц Москвы
Сыновья и дочери живут в Петербурге
Барыня - вдова
Герасим был самым замечательным лицом из челяди
Через два года произошло событие с Герасимом
У барыни были прачки, швеи, столяры, портнихи, шорник, башмачник
Дворецкого звали Гавриком
Барыня решила поженить Герасима и Татьяну
5. Проверочный лист
Применение этой стратегии можно показать на примере задания, связанного с чтением и пересказом содержания текста.
Проверочный лист «Краткий пересказ»
- Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)
- Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)
- Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)
- Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)
- Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)
Практикую в своей практике и приём «вопросы после текста».
6. Чтение по ролям.
7. «Восстанови последовательность сюжета»
Можно предложить после прочтения рассказа А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
А) Алеша проявляет необыкновенные способности.
Б)Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
В)Алеша в подземном королевстве.
Г)Спасение Чернушки.
Д)Прощание с министром.
Е)Предательство.
Ё)Жизнь Алеши в пансионе.
Ж) Болезнь и выздоровление.
8. «Ромашка вопросов».
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Б. Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка, достаточно популярна в мире современного образования.
Например, после прочтения рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» можно использовать «ромашку вопросов»
1. Простые вопросы: как звали друга Витьки?
2. Уточняющие вопросы: правда ли, что все другие петухи боялись Витькиного?
3. Объясняющие вопросы: почему бабушка стала лечить петуха?
4. Творческие вопросы: что произошло бы, если бы мальчики не включили патефон?
5. Оценочные вопросы: как вы относитесь к Витьке?
6. Практические вопросы: как бы я поступил на месте Витьки?
На 3 этапе совершенствуется регулятивные УУД (создание алгоритма анализа текста, рефлексивная оценка итогов работы с текстом); познавательные и коммуникативные УУД (анализ структуры и содержания текста).
Можно задать себе вопрос: чем же отличается работа с текстом на традиционном уроке от урока с применением технологии продуктивного чтения? (таблица 1)
Таблица 1
Деятельность обучающихся на уроке
Этапы Традиционный урок Продуктивное чтение
1 этап. До чтения
Учитель готовит к
восприятию
текста (знакомство с
писателем Ученики прогнозируют
содержание текста (формируется мотивация
к чтению)
2 этап. Во время чтения Учитель или ученики
читают текст Ученики ведут диалог с
автором: задают вопросы,
прогнозируют
ответы.
Формируется читательская
интерпретация
3 этап. После чтения Ученики отвечают на
вопросы учителя,
перечитывают текст,
выполняют задания
учителя Беседа и уточнение
авторской позиции
Положительные эффекты применения стратегий смыслового чтения :
• обучающиеся умеют
- осмысленно извлекать информацию из разных источников
- критически оценивать информацию; различать факт и мнение;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационнный источник;
- прогнозировать результаты чтения
• использование приёмов и системы упражнений может
- применяться как начинающими педагогами, так и педагогами с высокой степенью мастерства, на разных уровнях общего образования;
-легко воспроизводиться вне урока;
- быть возрастносообразными и доступными;
Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» Именно уроки литературы дают педагогу простор для формирования навыка смыслового чтения. Поэтому, прежде всего, мой опыт обращен именно к словесникам и преподавателям предметов гуманитарного цикла. Однако я думаю, что элементы этого опыта могут использовать и классные руководители на классных часах, организаторы внеклассной работы.
Список литературы
1. Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения : её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста – М. : Баласс, 2014. – 43с.
2. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – 160 с.
3. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах : как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н. Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с.
4. Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года – Курган, 2016. – 156 с.
5. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Наука становления личности средствами чтения – общения – М. : Школа России, 2011. – 103 с.
6. Стратегии чтения. Ромашка Блума или Ромашка вопросов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya/677-romashka-bluma-ili-romashka-voprosov ( дата обращения: 24.02.2018).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. : Просвещение, 2012. – 48 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.