Дарья Макушкина
Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.
И. Н. Лахненко, Д. Е. Макушкина
МБДОУ «Детский сад № 144» г. Новокузнецк.
Общеизвестно, что общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Однако, до настоящего времени в психологии вопрос о природе потребности в общении со сверстниками детей среднего дошкольного возраста остается не решенный. Очевидно, что без этого знания нельзя понять генезис общения детей между собой, особенности его содержания на ранних этапах становления. В настоящее время со всей остротой ставится вопрос о необходимости изучать проблему общения дошкольников со сверстниками. Дети не знают, как правильно общаться с ровесниками, поэтому проявляют агрессивность либо застенчивость, что является причиной игры детей в одиночестве, а если захотят участвовать в совместной игре, то часто их не принимают. Это вредно отражается на развитии личности и тех, и других.
Публикация «Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Развитие потребности в общении протекает в рамках ведущей деятельности, у детей 4 - 5 лет такой деятельностью является игровая деятельность. Дети среднего дошкольного возраста уже достаточно хорошо играют по сюжету. Игра в течение дошкольного возраста претерпевает изменения, у детей 4 - 5 лет складывается ролевая игра. Отличительной чертой этой игры является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем — образом. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. В этой игре ребенок как бы изнутри познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними.
Источником развития сюжетно-ролевой игры является общение, роли, и образы ребенок черпает из своего ближайшего окружения. Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку по-новому общаться со взрослым. От непосредственного общения ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения. Для того чтобы не произошло «застревания» в одном образе, ребенку нужные новые впечатления и новые ситуации общения. Организовывая сюжетно-ролевую игру, можно учить ребенка проигрывать один и тот же образ, но в разных ситуациях или дать ему возможность изображать разные эмоциональные состояния: добродушия, раздражения, усталости, радости, печали.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.
Мы считаем, что совместная игра оказывает влияние на развитие потребности в общении со сверстником детей дошкольного возраста, если она обладает чертами совместной деятельности, а именно потребность в признании и уважении сверстника, согласование действий со сверстниками, учёт активности своего партнёра для достижения общего результата, деловое сотрудничество в игре. Поэтому в своей группе, работая над развитием потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста, мы выбрали совместную ролевую игру.
В своей работе по развитию потребности в общении мы решаем следующие задачи:
Развивать способность у детей сговариваться на игру, согласовывать свои действия со сверстниками;
Формировать потребность в признании и уважении сверстника;
Научить детей среднего дошкольного возраста учитывать активность своего партнера для достижения общего результата;
Способствовать развитию делового сотрудничества со сверстниками в игре.
Наша задача состоит в развитии познавательного интереса детей и формировании таких качеств личности, как дружелюбие, доброжелательность, сострадание и сопереживание. Организуя работу с детьми, основное внимание направляем на социальное отношение людей. Дети учатся в процессе игры общественным связям, так как сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества.
Творческой группой при нашем участии были разработаны следующие приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей :
обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
введение в игру предметов-заместителей;
побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами; обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;
участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.
В работе по созданию условий для совместной ролевой игры активно привлекаются родители воспитанников. Непосредственное участие в этом принимают другие специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и плаванию, медицинский работник, психолог учреждения, педагоги других групп и других образовательных учреждений). Свой вклад по обогащению развивающей среды вносят студенты педагогической академии и педагогического колледжа нашего города. Организация совместной деятельности проходит при одновременной интеграции и дифференциации действий участников педагогического процесса.
Создание предметно-пространственной среды группы мы начинали, руководствуясь памяткой «Требования по созданию предметно-развивающей среды», которая разработана педагогическим коллективом нашего учреждения.
1. В каждой возрастной группе создавать условия:
Для самостоятельного, активного, целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.);
Для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
2. Организация и расположение предметно-развивающей среды в пространстве группового помещения должно:
Быть рациональным, логичным, и удобным для детей;
Отвечать возрастным особенностям и потребностям детей;
Иметь отличительные признаки.
3. Все игровые зоны должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствовать:
Возрастным возможностям, связанным с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка;
Программным требованиям и задачам, обучения и воспитания;
Интересам мальчиков и девочек не только игровым норм и тем, которые они проявляют в других видах деятельности;
В предметно-игровой среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований (восприятию, памяти, вниманию и т. д.)
Содержание предметно-игровой среды должно периодически обогащаться и изменяться с ориентацией на поддержание интереса ребёнка к среде, на пройденный материал, на индивидуальные возможности детей, обеспечивая зонам ближайшего развития неисчерпаемую информативность.
Многие предметы и игрушки мы изготовили своими руками, многим дали «вторую жизнь». Во всех игровых зонах подготовлены атрибуты для организации игр. В интерактивном уголке «Изба» воссоздан интерьер русской избы, дополнен многочисленными предметами быта того времени – это кухонная утварь, элементы одежды и т. п. Уголок создан при помощи родителей воспитанников, самих детей и непосредственно нами, воспитателями этой группы.
В группе достаточно места для хранения атрибутов к различным играм. Мы решили поместить пособия в специальных контейнерах под игрушки, которые украсили и методически оснастили. Для разнообразия оформления группы в целях хранения сюжетно-ролевых игр использовали пластиковые вёдра, которые также красочно и художественно оформили.
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков: «Супермаркет», «Больница», «Салон красоты», «Строители», «Большая стирка», «Кафе-мороженое». В групповую комнату приобретена детская мебель в форме автобуса, которую мы приспособили для ролевой игры «Автобус».
Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В ролевой игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности. Мы наблюдаем, как формируются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнёров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной ролевой игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков и проявлять доброе отношение к сверстникам.