Ольга Демченко
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одни ученые и методисты выступают категорически против обучения письму в дошкольном возрасте, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении подготовительной работы на дошкольном этапе.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук ребенка. Это проявляется в неумении держать карандаш, ножницы, кисть.
Практика показывает, что наибольшие трудности возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого так же является отсутствие у ребенка интереса к выполнению определенных заданий связанных с ручной умелостью.
Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Для того чтобы ребенок научился правильно держать карандаш или ручку, я рекомендую приобрести их со специальными «норками» для большого и среднего пальцев. Они есть в продаже, как для правшей, так и для левшей. После того, как сформируется навык правильно держать карандаш, можно давать обычную шариковую ручку.
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребё нком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки», «Повтори узор», «Дорисуй предмет», «Проведи героя по лабиринту»… Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка к письму и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
Родителям необходимо поддерживать интерес своего ребёнка к занятиям по развитию графических навыков :
* создать необходимые условия (бумага, тетради в клетку, всевозможные прописи для дошколят, карандаши и другие «рисующие» предметы);
* обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи;
* формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы);
*активизировать интерес ребёнка к графической деятельности («Напиши «письмо» другу»);
*включение графических упражнений в сюжетную игру (выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового журнала в игре «Морское плавание», выписывание чека в игре «Магазин»);
*демонстрация заинтересованности занятиями ребёнка, одобрение и похвала
результатов детской деятельности.
Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, умение координировать их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приё мы и упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- пальчиковые игры;
- лепка из различных материалов;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, сортировка разных вдов круп, завязывание верёвочек,шнурков, застёгивание пуговиц, вырезание ножницами);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, обводя трафареты.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств:
- способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями;
- зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки;
-навыков пространственной ориентации.
Для этого проводятся игры на развитие внимания, мышления, памяти.
Если графические навыки сформированы неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму, то возникают следующие трудности:
- низкий темп письма;
- быструю утомляемость при письме;
- неровную «дрожащую» линию;
- трудности в написании овалов;
- слишком сильный нажим;
- трудности в воспроизведении формы графических элементов;
- несоблюдение графических элементов;
- сползание букв со строки;
- массу ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
Чтобы избежать этих трудностей, необходимо заранее позаботиться о формировании у ребенка графических навыков. Желаю успехов Вам и вашим детям.