Светлана Волчатникова
Сенсорное развитие детей 3 года жизни в процессе использования логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящие время в дошкольном образовании реализуются современные методы, универсальные образовательные технологии работы с дошкольниками. Работая по проблеме сенсорного воспитания с детьми 3 года жизни, мной была определена цель - повысить качество сенсорного развития детей раннего возраста (ознакомление детей с цветом, формой, размером) в процессе использования универсальной игровой технологии - логические блоки Дьенеша. Я работаю по примерной образовательной программе «Детство», в которой очень широко представлена данная технология.
Публикация «Сенсорное развитие детей 3 года жизни в процессе использования логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для решения поставленной цели определила задачи:
1. Изучить теоретический и практический материал о современном дидактическом средстве - логические блоки Дьенеша.
2. Апробировать технологию работы с использованием логических блоков Дьенеша с детьми 3 года жизни.
Я предположила, что целенаправленная систематическая организация дидактических игр с использование логических блоков Дьенеша, будет способствовать повышению уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша занимают все большее место. Автор данной игровой технологии – венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки».
В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: с детьми младшего дошкольного возраста используются блоки разные по форме и по цвету, цвету и размеру и т. д. (12 штук).
Первым этапом моей работы стало изучение методической литературы о современном дидактическом средстве - логические блоки Дьенеша. («Логика и математика для дошкольников» (Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников») – показать книги и на основе этого составление перспективного планирования, картотеки игр.
Игры с блоками Дьенеша провожу в совместной деятельности и в НОД.
В работе с детьми выделила несколько этапов:
Подготовительный этап - задача – вызвать интерес к играм с логическими блоками Дьенеша, желание действовать с ними. Накапливать и обогащать сенсорный опыт детей в процессе восприятия предметов (форма, цвет, размер).
В силу того что сам материал очень привлекателен для детей (приятный на ощупь, яркий, предложила детям набор и дала вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер. После самостоятельного знакомства детей с блоками переходим к играм согласно перспективному плану.
Игровой этап – развивать умение выявлять и называть свойства фигур. На данном этапе проводились игры и упражнения на группировку по одному - двум признакам.
Варианты игровых упражнений:
• Покажите блок (фигуру) такого же цвета как эта.
• Найдите фигуру такой же формы.
Усложняем задание – найди не такой блок по цвету (форме).
• Игры на классификацию по цвету - предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки были все фигуры красного цвета, у зайца – жёлтые, у Мишки все круглые фигуры, у зайца – все квадратные, использую обручи.
• «Чудесный мешочек» (предложить достать из мешочка все круглые фигуры, все маленькие и т. д.).
• «Цепочка» или «Построй дорожку», «Собери бусы», чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, формы).
Используя альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» составляем различные постройки. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.
Также использую в работе игровые карточки, изготовила игры с плоскостными логическими фигурами.
С более старшими детьми сравниваем, классифицируем и обобщаем фигуры сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру).
Для проведения игр использую дополнительный материал: игрушки, обручи, и пр.
Обогатила сенсорный центр игровыми пособиями.
В работе с детьми использую игровые альбомы, представлены на слайде.
Третим этапом работы стал заключительно - обобщающий. На данном этапе я проанализировала результаты педагогической диагностики по сенсорике и выявила положительную динамику. В результате целенаправленной работы по данной технологии увеличилось количество детей с уровнем развития выше среднего до 37%, дети, имеющие средний уровень составили 48%, количество детей с низким уровнем составило 5%, появились дети с высоким уровнем развития – 10%.
Работая с логическими блоками дети учатся :
• различать форму, цвет, величину;
• выделять признаки предмета, сравнивать их;
• овладевают операцией классификации.