Ольга Богатова
Использование блоков Золтана Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Представляю презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности на тему: «Использование блоков Золтана Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста»
3 слайд
Публикация «Использование блоков Золтана Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приступая к работе по данной теме, я изучила и проанализировала точку зрения современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов и пришла к выводу, что представление о форме предмета как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Геометрическая фигура - это образец формы предмета, в соответствии с которым подбираются предметы окружающей действительности. Необходимо как можно раньше обучать детей правильным приёмам обследования формы геометрической фигуры или предмета по их контурам, а для этого предлагается использовать пособие «Логические блоки Дьенеша», для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Подробно с технологией применения блоков познакомилась, изучив методическую литературу. Благодаря усилиям ученых и практиков создана и успешно функционирует методическая система по развитию логико-математического мышления. Игровые задачи содержат занимательный материал, который оказывает помощь воспитателю в активации мыслительных процессов детей при организации, учит последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
Кроме этого, чтобы расширить свои знания по данной теме, я изучала мнение других участников образовательного процесса на разных уровнях, т. к. педагогический опыт постоянно развивается, совершенствуется и обогащается.
4 слайд
Опираясь на свой опыт работы воспитателем, анализируя успехи и неудачи воспитанников в овладении элементарными математическими умениями и навыками, понимаешь, что все это требует от ребёнка высокого уровня развития процессов логического мышления, гибкости мыслительных процессов, математической памяти.
Используя игры с блоками, мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Игры с пособием полностью удовлетворяют современным требованиям к развивающему обучению.
5 слайд
Мой опыт базируется на таких концепциях как:
- развития личности Л. С. Выготского, идеи о «зоне ближайшего развития» и развивающего обучения;
- обогащения психологического развития дошкольников (А. В. Запорожец и его школа);
- на принципах личностного и деятельностного подходов (которые рассматривали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
В основу опыта легли идеи Носовой Е. А., Непомнящей Р. Л., Михайловой З. А. и самого З. Дьенеша.
Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними, проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.
Поэтому использование универсального и уникального по своим развивающим возможностям дидактического материала – логических блоков в работе с дошкольниками, дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.
6 слайд
Цель моей работы : Формировать и развивать у детей логические структуры через систему специальных заданий и упражнений.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, которые представлены на слайде.
7 слайд
Ведущую педагогическую идею моей работы хочется начать со слов Золтана Дьенеша «Лучший способ, для детей учиться – свободно играть и развиваться в игре», потому что логические блоки — это игра, которая ненавязчиво, но серьезно развивает математические способности ребенка. Она обеспечивает восприятие ребенком математических символов, учит логически мыслить.
8 слайд
Работа по реализации цели осуществилась в несколько этапов, представленных на слайде.
9 слайд
В своей работе использовала формы, методы и приемы, которые представлены на слайде.
Старалась поощрять все усилия детей и стремление узнать новое, сравнивала результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями, избегала отрицательных оценок результатов деятельности. Обучая в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.
10 слайд
Логические блоки дают возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения в комплексе. Именно поэтому их я выбрала в качестве средства развития у дошкольников логико-математических способностей.
Пособие представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами.
На карточках условно обозначены свойства блоков.
11 слайд
Залогом успеха в реализации поставленных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе. В процессе работы я постаралась создать среду, содержательно-насыщенной, разнообразной, доступной, носящей развивающий характер.
К разнообразным дидактическим материалам, имеющимся в уголке, были добавлены игры с использованием логических блоков. Игровой материал разного уровня сложности, при выборе которых мною учитывались индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности и возможности детей.
12 слайд
Вся работа с пособием выстроена с учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному». Можно выделить три этапа постепенно усложняющихся игр и упражнений.
Но прежде чем непосредственно перейти к играм с логическими блоками, я дала детям возможность самостоятельно познакомиться с ними, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя. Дети самостоятельно доставали их из коробки, рассматривали, играли по своему усмотрению. Воспитатель только наблюдает. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину, что с ними можно играть.
На первом этапе я использовала игры, где знакомила детей с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагала детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно стали справляться с заданиями определенной ступени, предлагала упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. Ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
С помощью таких игр дети учатся делать элементарные рассуждения, формируется умение осуществлять последовательные операции, заключающиеся в анализе и сравнении.
13 слайд
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код. Как мы его называли «Загадка без слов» (кодирование). Объяснила детям, что угадать блоки нам помогут карточки, на которых схематично изображены их свойства. (код Семадени)
Такие игры и упражнения позволяют развивать у детей способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Я, пользуясь кодовыми карточками, загадывала блок, дети расшифровывали информацию и находили закодированный блок.
Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. перечисляли его признаки. В словаре детей появились определения : «…это красный, большой, круглый, толстый блок».
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
Далее начали с детьми осваивать слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства.
В игры ввела знак отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный». Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Я вводила в схему один знак отрицания – по одному признаку, например, «не большой», значит маленький. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
14 слайд
Логические блоки включала в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур предлагала детям различные задания, в ходе которых они закрепляли понятие формы, величины, количества, ориентировки в пространстве. (эти упражнения вписываются в определённый сюжет Маша и медведь)
Использовала их в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.
Блоки прекрасный материал для замещения любых предметов. Используя это замещение, можно придумывать разные игры и персонажи к ним.
Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам. Например, «Овощи», мы сажали огород, блоки это овощи.
С помощью блоков моделировали известные р. н. сказки. Используя их, символически обозначали главных героев сказки.
Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа.
В подвижных играх использовала кодовые карточки как предметы-ориентиры, предметы – заместители.
В сюжетно – ролевых играх, например, «деньги» в игре «Магазин», билеты или места в игре «Автобус».
Таким образом, знания, полученные детьми закреплялись в совместной деятельности, после чего переходили в самостоятельную деятельность.
15 слайд
Важным условием для развития у детей представлений логического мышления, является сотрудничество семьи и детского сада. При взаимодействии с семьей, были проведены мероприятия, направленные на повышение уровня знаний родителей в использовании логических блоков.
16 слайд
Бесчисленное множество игр, конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать «чудесные» блоки.
За время работы над темой мною была обогащена предметно - развивающая среда в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
Собраны информационные материалы для выступления на педсоветах, буклеты для педагогов, разработаны материалы для профессионального сообщества, созданы и апробированы дидактические игры, а также наглядно - информационные материалы для родителей.
17 слайд
Результаты работы на конец года показали, что у дошкольниковпри многоразовом использовании логических операций, наблюдался рост мыслительной и речевой деятельности:
- Дети могут установить определенную последовательность некоторых событий.
- Примерно детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
- Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Работа по развитию мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.
- Дети усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
- Заметно развились мыслительные процессы
- Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
- Дети, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными.
18 слайд
Хочется сказать, чтобы достичь хороших результатов главное в работе с блоками не передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, чтобы интерес к играм не исчез. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Особый подход необходим к детям с ОВЗ. Необходимо учитывать их психические и физические особенности. Я старалась внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению игровых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности менялся.
Поэтому, грамотное построение целостного педагогического процесса с использованием такого игрового материала способствует эффективному развитию логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
19 слайд
С целью повышения профессиональной компетентности и обмена опытом с воспитателями мною были проведены мероприятия для педагогов.
Принимала участие в интернет – конкурсе.
Опубликовала методические разработки на сайте.