Папки-передвижки

Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Ульяна Мусаева
Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование инновационных игровых технологий — блоков Дьенеша, как метод развития логико — матем. представлений у детей

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.

Публикация «Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом.

Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет.

Так какие задачи мы решаем, используя логические блоки в работе с детьми :

Развиваем логическое мышление.

• Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать.

• Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развиваем пространственные представления.

Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

• Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции.

Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их в индивидуальной работе как с одаренными детьми за счет усложнения заданий, так и с детьми плохо усваивающими программу для закрепления ранее изученного материала в нестандартной форме. Также работаем с блоками группами «сильный-слабый».

Поэтому нас заинтересовала проблема успешности развития логического мышления у детей дошкольного возраста и определилась необходимость использования инновационных логических игр и упражнений.

Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Он был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействовав творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».

Что же представляют из себя блоки Дьенеша?

Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам. Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Давайте, разберемся, что обозначает каждый символ.

• Формы изображены контуром,

• Цвета в виде цветной кляксы,

• Размер в виде большого и маленького домика,

• Толщина в виде двух человечков – толстого и тонкого.

Вначале предоставляю детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала.

Переходим к практическим действиям. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста.

1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Что лишнее?». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

5. «Дорожки». Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.

8. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Игры для детей старшего возраста

1. «Группы» Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

2. «Разгадывание фигуры». По знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

3. «Магазин». Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку «можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

4.«Вырастите дерево». Из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде. Внимание на слайд. Представлена карточка и примерный образец, что можно сделать. Обратите внимание, что на карточке задано только одно свойство – форма. В последующих играх это задание можно усложнять.

5. «Фантазёры». Это задание-игра примерно такое же, как и предыдущее, но не задаёт конкретную форму готового предмета, а даёт простор детскому воображению. Главное условие – соблюдение цепочки последовательности.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Так незаметно, в игре, дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности. Что вы видели сегодня на представленном занятии.

В старших группах на занятиях по математике можно использовать такое задание. Детям демонстрируется схема и по ней нужно сказать: «Красный, треугольный, большой блок по счету какой (На рисунке четвертый). Вам коллеги предлагаю такое задание «Назовите цвет, форму, размер (второго, пятого) блока.

б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

б) настольно-печатных играх. Например, игра «Расставь блоки по местам». Для этого нужно изготовить игровое поле и дети должны расставить по нему блоки.

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками).

Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек). Ребенок должен в качестве денег выбрать маленький, тонкий красный треугольник.

Аналогично можно провести игру «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками, «Поезд» (билеты, места).

Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов. Так, маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.

Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. По знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т. д. Очень много аналогичных заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.

Надеемся, что данные игровые технологии найдут применение, потому что они помогают развивать ребенка играя.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Публикации по теме:

Использование блоков Золтана Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста 2 слайд Представляю презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности на тему: «Использование блоков Золтана Дьенеша.

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста Доклад «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста» В дошкольной педагогике существует множество разнообразных.

Использование блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 Буратино" Ханты - Мансийский автономный округ- Югра город.

Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога выдвигают требования к трудовым действиям и компетенциям воспитателя, включая и область формирования.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша в средней группе Задачи Учить составлять группы из однородных предметов. Учить пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «Сколько?».

Конспект занятия по развитию сенсорных и математических представлений с использованием блоков Дьенеша и набора «Робомышь» Тема: «Поможем мышонку найти свой дом» Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного.

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков ДьенешаОткрытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша озраст детей: 5-6 лет (старшая группа) Цель: 1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать.

Система развития у дошкольников логико-математических представлений и умений с использованием палочек Кюизенера Цель: Формирование математического мышления; развитие творческого воображения; воспитание настойчивости, усидчивости, целеустремленности.

Возрастные особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста Этапы исторического развития числа. 1 этап. Сравнение групп предметов по количеству с помощью установления взаимнооднозначного соответствия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 22:40
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Мусаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД