Митряхина Наталия
Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков) на примере заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков) на примере заданий типа : «Кто есть кто, что есть что?».
I Вводная часть.
1. Организационный момент.
Знакомство с темой и задачами занятия.
2. Психологическая минутка.
– Дышите ровно, расслабьте плечи, наклоните голову вперёд, покачайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычертите» полукруг на груди.
Публикация «Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков) на примере заданий» размещена в разделах
– Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнёмся, пожелаем удачи на уроке.
II Основная часть.
--- Задание 1. «Кто есть кто, что есть что?» (развитие мышления (обобщение).
Учитель предлагает учащимся обобщить предложенные пары понятий. При этом детям нужно сравнить понятия между собой и найти существенные сходные признаки, которые позволяют объединить их в одну группу.
Слова для предъявления:
1. Метла – лопата (инструменты, орудия труда).
2. Зима – лето (время года).
3. Нефть – газ (полезные ископаемые).
4. Собака – пчела (живые существа).
5. Трава – гриб (растения).
6. Нож – ложка (столовые приборы).
7. Дом – дача (здания, жилища).
8. Нога – рука (конечности).
9. Пушкин – Лермонтов (русские писатели).
10. Конфета – торт (сладости, десерт).
11. Глаза – уши (органы чувств).
12. Плюс – минус (математические знаки).
13. Деление – вычитание (математические действия).
14. Точка – запятая (знаки препинания).
15. Дождь – снег (осадки).
16. Сумма – разность (результаты математических действий).
--- Задание 2. «Найди лишнее слово» (развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков).
Учитель читает детям серию слов. Каждая серия состоит из четырёх слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предлагаемые серии слов:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
9. Берёза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
--- Задание 3. «Определи в нужный квадрат» (развитие мышления (обобщение, классификация).
Учитель предлагает детям разделить геометрические фигуры на 3 группы и нарисовать каждую группу в отдельном квадрате.
Задание 4. «Назови признаки» (развитие мышления (выделение существенных признаков).
Учащимся предлагается назвать признаки времён года по предложенному плану.
План.
1. Как изменяется продолжительность дня?
2. Как изменяется температуру воздуха?
3. Какие выпадают осадки?
4. Как изменяется состояние растений?
5. Как изменяется состояние почвы?
6. Как изменяется состояние водоёмов?
Зрительная гимнастика.
Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.
Напишите глазами в воздухе своё имя.
--- Задание 5. «Выбери главное» (развитие мышления (выделение существенных признаков).
На доске записаны ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные строчными в скобках. Учитель просит учащихся подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.
Например : УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска). Учитель может работать без мела, парт доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики и объяснение».
Слова для предъявления:
1. Гвоздь – молоток, шуруп … (отвёртка).
2. Дом – крыша, книга … (обложка).
3. Птица – яйцо, растение (семя).
4. Хорошо –лучше, медленно … (медленнее).
5. Огонь – пожар, вода … (потоп).
6. Зерно – амбар, деньги … (банк).
7. Электричество – выключатель, вода … (кран).
8. Одежда – голый. Обувь … (босой).
9. Школа – обучение, больница … (лечение).
10. Человек – ребёнок, собака … (щенок).
11. Птица – гнездо, человек … (дом).
12. Пальто – пуговицы, ботинок … (шнурок).
13. Утро – ночь, зима … (осень).
III Рефлексия занятия.
1. Что мы развивали на занятии?
2. Что вам особенно понравилось?
3. Что не понравилось?
4. В чём испытывали затруднения, почему?
5. Дайте словесную оценку своей деятельности.