Марухина Наталия
Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста через приобщение к культуре народов, проживающих в регионе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальных способностей у ребенка будет проходить гораздо эффективнее и успешнее с помощью его приобщения к музыкальной культуры народов, проживающих в нашем районе, регионе. Основным условием стимулирующего влияния национального музыкального воспитания является воспитание интереса, увлеченности культурой народов, проживающих на территории района, региона, формирование ценностных ориентиров и художественных вкусов детей на основе лучших образцов национальной культуры (как фольклорного, так и композиторского творчества).
Публикация «Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста через приобщение к культуре народов, проживающих в регионе» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Произведения фольклорного и композиторского творчества народов, населяющих наш район, становятся средством музыкального развития ребенка; его музыкальных способностей, которые могут проявиться у каждого в определенном виде деятельности в зависимости от природных данных. Осваивая национальное музыкальное искусство (русское, осетинское, кумыкское, турецкое, чеченское и т. д., дошкольники приобретают эмоциональный опыт отношения к жизни. Душа народа, его жизнь, история, мировоззрение, перекодированные в музыкальные интонации способствуют формированию его личности.
Сочетание в музыкальном воспитании детей музыкального фольклора различных народов позволит также решить проблемы как этнической самореализации, так и укрепления межэтнических отношений.
Развивая дошкольников в национально-культурной среде, необходимо всегда делать акцент на приобщение детей к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы.
При этом будут решаются ЗАДАЧИ:
1. ребенок ближе знакомится с музыкальной культурой народов, населяющих регион, формируется желание исполнять русские, осетинские, и т. д. народные песни и танцы.
2. у ребенка расширится кругозор, музыкально-сенсорный слух.
3. Ребенок знакомится с различными жанрами народной музыки, в том числе народными инструментами, танцевальными движениями; традициями и обычаями народов региона.
Критериями отбора фольклорного музыкального материала при освоении национально-регионального компонента являются :
1. Образность произведения, его яркая эмоциональная выразительность.
2. Наличие характерных ритмов.
3. Наличие ярко выраженной мелодии, частей, повторяющихся мотивов.
4. Небольшой объем звучания.
5. Национальное своеобразие
В ходе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству региона мы применяем следующие методы музыкального воспитания :
сравнения по принципу сходства и различия (через сравнение, сопоставление музыкальных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения,
игровой, (ародные игры Кавказа несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа)
словесные, «выход за пределы музыки», «погружения в мир бытования песни», «эмоционально-выразительного показа», образно-игровой.
Чувство ритма у детей дошкольного возраста лучше всего развивается в муз. -ритмических движениях. При разучивании того или иного элемента народного танца с детьми важен подбор высокохудожественной музыки для сопровождения упражнения. Для этого подбираются разнохарактерные народные мелодии с богатой гармонией в аккомпанементе. Одновременно с разучиванием танцевальных движений происходит не только накопление знаний и умений, но и обогащение детей музыкальными впечатлениями, что ведёт к повышению эмоционального воздействия народного искусства на ребят.
Знакомясь с произведениями музыкального фольклора народов Кавказа, дети слушают игру оркестров народных инструментов, ансамблей и солистов - инструменталистов. Это даёт возможность не только пробудить в детях интерес к народной музыке, но и познакомить ребят с богатой палитрой голосов народных инструментов, развить тембровый слух.
В полной мере музыкальные способности детей получают развитие в процессе исполнения ими народных песен. Основу фольклорного песенного репертуара составляют произведения детского музыкального фольклора : колыбельные песни, заклички, календарные песни, игровые и плясовые (хороводные) песни.
Этот репертуар ценен тем, что напевы этих песен легко запоминаются и исполняются детьми. Интонирование народных песенных мелодий развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринуждённым, подготавливает к исполнению более сложных произведений. Воспитание на материале подлинного народного песенного искусства даёт детям возможность познать красоту родного языка, своеобразие национальной мелодики.
С целью активного взаимодействия с семьями воспитанников, можно организовать в ДОУ конкурс, например, «Конкурс семейной песни», «Конкурс на лучшее исполнение народной песни» и т. д. Это дает возможность проявиться самостоятельной музыкальной деятельности ребенка, формирует его творческую активность.
Форма дополнительного образования (занятия в кружке) также способствует приобщению детей к культуре своего региона, ребенок в полной степени может реализовать себя, что не всегда получается на типовых занятиях. Содержание занятий кружка служит источником накопления действий, умений, знаний, совершенствующих качество в любой музыкальной деятельности.
Таким образом, музыка народов, проживающим в районе, регионе, способствует формированию и развитию интереса, увлеченности, стремлению проявлять свои творческие музыкальные способности, а также развитию звуковысотного слуха, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости, чувства ритма, тембрового восприятия, музыкальной памяти.