Кошечкина Анна
Развитие музыкальных способностей дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
1
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Представляю презентацию на тему «Развитие музыкальных способностей дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах».
Публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2
Мы рассмотрим следующие пункты:
1. Роль музыкального воспитания в развитии детей дошкольного возраста.
2. Цель обучения игре на детских музыкальных инструментах.
3. Задачи данного творческого процесса.
4. Методы и приёмы обучения игре на детских музыкальных инструментах.
5. Организация работы в детском оркестре.
6. Оборудование музыкального уголка.
7. Роль дидактических игр в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
8. Выводы.
3
Обучение игре на музыкальных инструментах развивает у детей воображение, волю, стремление к достижению цели. Знакомство детей с музыкальными инструментами необходимо начинать уже в раннем возрасте в игровой, занимательной форме.
4
Основная цель – это заинтересовать ребёнка и максимально раскрыть его музыкальные способности.
Задачи:
1. Знакомить дошкольников с различными детскими музыкальными инструментами учитывая их возрастные особенности.
2. Использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
3. С помощью детских музыкальных инструментов побудить ребенка к самостоятельным занятиям музыкой.
4. Научить детей играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.
5. Систематически вводить новый музыкальный репертуар который будет адаптирован под возрастные особенности детей.
6. Организовать творческое сотрудничество: музыкальный руководитель-воспитатели – родители.
5
Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах следует проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами можно осуществлять как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями нужно стараться применять разнообразные методические приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т. д. Пересматривается плотность занятия, тщательно продумывается его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.
6
Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.
В соответствии с основной образовательной программой (раздел «Игра на детских музыкальных инструментах») необходимо:
Мл. гр. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Учить подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах
Ср. гр.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Ст. гр.
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Подг. гр.
Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах : трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
7
В средней группе начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с музыкальным руководителем на двух металлофонах. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок.
Детей учат приё мам звукоизвлечения: правильно держать молоточек направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его. Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.
Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. Для осознания детьми соотношений длительностей звуков мелодии можно применять прием прохлопывания ритмического рисунка.
После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.
8
Необходимо сделать так, чтобы эти занятия носили творческий характер. В звучании инструмента предложить детям найти сходство с каким – либо явлением природы: звуки падающих капелек дождя, шуршание листвы, пение птички, завывание ветра. В старшем дошкольном возрасте нужно побуждать детей придумывать простейший ритмический аккомпанемент, переносить его на шумовые инструменты. Можно также пробовать озвучивать стихи, сказки. Это помогает развивать фантазию, воображение и творчество детей.
Педагогический процесс музыкального использования бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) помогает детям самостоятельно организовывать звуки, превращая их в музыку. Они придумывают и воспроизводят музыку на том уровне выразительности, который доступен для них. У такой музыки главный смысл в том, что она помогает изучать мир через музыкально–творческую игру.
9
Постепенно необходимо расширять диапазон исполняемых мелодий. При исполнении побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. В таком случае ребенок все время будет контролировать слухом свое исполнение.
При выборе произведения - важно строение мелодии. Нужно стараться подобрать мелодию, звуки в которой расположены близко друг от друга, без больших интервалов и скачков. Это значительно облегчит задачу воспроизведения музыки для детей. Если запомнить всю мелодию ребенку трудно, то следует разучить ее частями. Например, сначала куплет, а затем припев. Педагог может использовать поочерёдную игру с ребёнком. Начало играет он, а окончание проигрывает ребёнок, или наоборот. Затем, когда ребенок усвоит все музыкальное произведение, можно исполнять его вместе на двух металлофонах.
На каждом занятии необходимо напоминать правила пользования инструментами, обращать внимание на правильную осанку, еще раз объяснять расположение звуков на инструменте, отрабатывать приемы игры.
10
Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дети переходят к более уверенному исполнению. Такие занятия помогают педагогу более полно выявить интересы и склонности ребёнка, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок.
Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой скорее познавательно - поисковую музыкальную практику, но тем оно и ценно, что они сами открывают что-то новое в мире музыки.
11
После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.
По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.
Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом.
Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию. Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников.
12
Проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах можно подойти к главному этапу работы – созданию оркестра.
Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе оркестра можно использовать различные группы музыкальных инструментов :
Ударные без определённой высоты звука
Музыкальный инструмент ложки в классическом виде выглядит как две деревянные конструкции, зажатые в кисти одной руки. Звонкий звук достигается ударами тыльных сторон друг о друга. Ложки безопасны для детей: гладкие поверхности ложек не дадут возможности детям пораниться, а легкий вес и мобильность музыкального инструмента делают его незаменимыми на любом утреннике. Во время игры на ложках активно задействуется и развивается мелкая моторика. Это положительно влияет на развитие речевого аппарата.
Барабан - ударный инструмент, состоящий из полого округлого корпуса и натянутой на него мембраны из кожи или пластика. Используется для исполнения основного ритма. Звук извлекается ударом по мембране деревянными палочками или руками.
Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокого круглого деревянного обода, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Звук извлекается ударом по мембране пальцами, кистью. При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где и как (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев или ладони и пальцев) сделать удар.
Маракасы – разновидность погремушек, издающих при потряхивании характерный шуршащий звук. Изготовлены они чаще всего из пластмассы.
Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоят трещотки из тонких дощечек, соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук.
Треугольник - ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали или алюминия, изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются). Треугольник имеет яркий тембр. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой.
Колокольчик - металлический ударный музыкальный инструмент. Имеет куполообразную форму и язычок, ударяющийся изнутри о стенки. При потряхивании издаёт стройный приятный звук.
Ударные мелодические инструменты
Ксилофон - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки.
Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Состоит из ряда пластин, закрепленных в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Для извлечения звука необходимо ударять по ним специальными палочками или молоточками. Инструмент получил свое название благодаря материалу, из которого выполнены пластины.
Струнные
Цитра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуты струны. Звуки извлекают пальцами или медиатором. Если цитра встречается в оркестровых произведениях, то чаще всего она играет роль сольного инструмента. Цитры предполагают три приёма игры – щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия, инструмента, а также характера исполняемой мелодии). У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки, что позволяет использовать её (а вернее несколько цитр) как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра.
Духовые
Дудка - духовой музыкальный инструмент. Представляет собой деревянную трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами (длина от 20 до 50 см, формой трубок (существуют конусообразные, ровные, с расширением, сужением концов, количеством игральных отверстий, конструкцией свисткового приспособления. В дудку дуют и, зажимая поочерёдно игральные отверстия, воспроизводят определённую мелодию. На занятиях можно использовать игру на двух-трёх звуках, особенно хорошо эти инструменты звучат в терцию, использовать при этом можно до двух десятков инструментов. Игра на них представляет широкое поле деятельности – это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия, и совмещение различных по характеру приёмов игры (например, легато и стаккато, и приём «цепного» дыхания, и музыкально-ритмическое разнообразие.
При работе с оркестром необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Нужно учесть, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.
13
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра необходимо распределить так, чтобы справа были низкотембровые музыкальные инструменты, а слева – высокотембровые. Ударные инструменты лучше разместить на второй линии, в свободном порядке.
В работе с детским оркестром используют все формы проведения занятий: индивидуальную, групповую и коллективную. Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организовано и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
14
Развитие творчества у детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. В каждой группе детского сада должен быть музыкальный уголок, в котором будут находиться разнообразные музыкальные пособия, дидактический материал. С его помощью будут решаться развивающие и образовательные задачи раздела программы «Музыка». Очень много музыкальных инструментов могут быть сделаны из бросового и природного материала, и в этом нам, конечно же, смогут помочь родители.
При изготовлении музыкальных инструментов и оформлению музыкальных уголков, желательно придерживаться определенных требований: прежде всего – это возрастные особенности детей, эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся в ней.
В младшей группе в уголке могут находиться органчики, погремушки, игрушки-забавы. Очень хорошо разместить в уголке музыкально-дидактические игры : «Курица и цыплята», «Угадай-ка» Н. Кононовой. «Чей домик?», «Птица и птенчики» Н. Ветлугиной. Игры размещаются поочередно.
Так как в средней группе дети начинают обучаться игре на металлофоне, этот инструмент вносится в уголок. Сюда можно поместить бубен, лесенку из трех ступенек, треугольник, колокольчики. Для данной возрастной категории подойдут музыкально-дидактические игры : «Веселый бубен», «Не зевай» «К нам гости пришли», «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Н. Ветлугиной, «Сыграй, как я» Р. Папковой.
В старшей и подготовительной группах добавляются металлофоны для игры ансамблем, ксилофоны, лесенка с пятью ступеньками, аккордеон. Для детей этого возраста можно разместить в уголке музыкально-дидактические игры : «Веселый оркестр», «Маленькие песенки», «Ритмическое лото» Л. Комисаровой, «Повтори», «Угадай инструмент» и др.
15
Огромную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах играют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умения слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звуков, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха. Основой дидактической игры является обучающая задача. Остальные элементы подчинены этой задаче и делают её выполнимой. Музыкально-дидактические игры должны отвечать требованиям простоты, доступности, выразительности. Только в этом случае они вызывают желание у детей петь, слушать музыку, играть, танцевать.
Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно и непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Например, для чистого интонирования очень часто используют игру "Музыкальный телефон", которая помогает детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда педагог сам становится ее полноправным участником. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности.
16
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения, музыкально-ритмичных движений.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения.
Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Игра в оркестре объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.