Светлана Груздева
Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные научные исследования показывают, что музыка и музыкальное воспитание в частности играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования и развития музыкальных способностей детей.
Публикация «Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах
Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В связи с этим большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Главной задачей педагогов и родителей, которая является сегодня актуальной, является воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку. Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности : пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Современные учебно-методические источники литературы, а также авторские методики предлагают различные способы и методы развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. В методике музыкального воспитания детей опираются на ту же классификацию методов, которые выделяют в дошкольной педагогике.
Большое место в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию - слушанию музыки, пения и музыкально – ритмического движения.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию эстетического воспитания, как заметил Мисашюв И., являются музыкально-ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие.
Музыкально-ритмическая деятельность — это передача в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара, музыка должна быть доступной и художественной. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз или народные мелодии, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. По Бекиной С. И, задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Дети во время организационной деятельности должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки. Они постепенно привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим. Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.
Внимание к музыке еще более может обостриться тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового танца не проводится. Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.
Педагог в музыкально-ритмическом воспитании должен способствовать становлению музыкально-эстетического сознания старших дошкольников, научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности.
Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.
Таким образом, музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыкально-ритмическую деятельность у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.