Елена Курлович
Развитие музыкально-ритмического слуха как компонента музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для музыкальной педагогики вопрос о природе музыкальных способностей : представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения, является кардинальным. Выдающийся отечественный психолог, теоретик и экспериментатор, исследователь способностей, индивидуальных различий и индивидуальности Б. М. Теплов подчеркивал, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных.
Публикация «Развитие музыкально-ритмического слуха как компонента музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
Особенности человеческой психики предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Музыкальность не сводится к одной способности : «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей». Теплов в своих трудах признавал врождёнными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врождённых задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Ядро музыкальности образуют три основные музыкальные способности :
Ладовое чувство – эмоциональное переживание, единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Переживание не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивым, завершёнными и требующими завершения.
Показателем развитости ладового чувства в дошкольном возрасте является любовь и интерес к музыке. Важным педагогическим выводом, следующим из исследования Б. М. Теплова, является также вывод о том, что формирование музыкально-ритмического в развитии ладового чувства слуха со сравнением отдельно взятых звуков неэффективно. Целесообразно развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать звуки по высоте и воспроизводить их.
Музыкально-слуховые представления – способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий : направление звуков мелодии – вверх или вниз, плавно или скачками и т. д. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Музыкально-ритмический слух, как компонент данной музыкальной способности, развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма – способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её ритму, акцентам (движения головы, рук, невидимые движения речевого, дыхательного аппарата). Музыкально-ритмический слух, как компонент данной музыкальной способности, развивается в музыкально-ритмических движениях, что позволяет прочувствовать и выразить в движениях смену настроений, образов, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Музыкально-ритмический слух как компонент музыкальных способностей детей дошкольного возраста развивается во всех видах музыкальной деятельности :
• Восприятии
• Исполнительстве
• Творчестве
Универсальной формой организации музыкальной деятельности детей в своей педагогической деятельности считаю занятия.
Данная форма позволяет систематично, планомерно, с учётом возрастных особенностей детей реализовать основные задачи музыкального воспитания.
Основными задачами музыкального воспитания являются :
• Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности.
• Формирование начал музыкальной культуры, общей духовной культуры.
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии – вызвать интерес у детей к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Вызвать положительные эмоции. Развитие музыкально-ритмического слуха как неотъемлемой части основных музыкальных способностей ведёт к успешному осуществлению всех видов музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.