Ирина Альбах
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей с ОВЗ посредством Бафф-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей жизни зачастую многое связанно с ритмом: сердцебиение, ритм жизни, режим, распорядок дня, танец и даже наш разговор имеет свой определенный ритм. Все люди, а особенно дети привыкли ориентироваться по ритмам, так наиболее проще адаптироваться в повседневной жизни, находить равновесие и преодолеть стресс. В частности, игра на барабане и совместные занятия музыкой, так же проводятся в определенном ритме.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей с ОВЗ посредством Бафф-терапии» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
На сегодняшний день, в детский сады приходят дети с общим и тяжелым недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом, с ослабленным здоровьем. Такие дети не могут контролировать свое дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, говорят на вдохе. У них быстрый темп речи, слабо развито музыкально-ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая структура речи, двигательная сфера. Нарушение сенсомоторного развития приводит к недостаточности чувства ритма, а значит, к недоразвитию звуковой культуры речи, интонационной, мелодико-ритмической ее стороны.
Причины таких нарушений могут бытьу детей с врожденной патологией центральной нервной системы (ЦНС,различные психические нагрузки, педагогическая запущенность. В настоящее время необходимостью подобрать наиболее эффективные и, самое главное интересные детям формы занятий и работы по коррекции речевых нарушений. Логопедическая ритмика являетсяодной из форм коррекции речи. Речевое развитие ребенка тесно связанно с его двигательной активностью, данная связь подтверждена и изучена исследователями : И. П. Павлова, А. А Леонтьева, А. Р Лурия. Занятия логоритмикой в детском саду и в школе приобретают сегодня большое значение. Их цель – всесторонняя поддержка личностного развития детей с ОВЗ с нарушениями речи. Эти занятия позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, создают положительное настроение, повышают общий тонус мышц речевого аппарата, способствуют тренировке процессов центральной нервной системы, развитию мелкой и крупной моторики рук, активизируют работу органов чувств.
В ритмике речь детей главным образом, выражается впечатлениями, получаемыми через органы чувств. Дети учатся импровизировать в специально созданных ситуациях, в которых развиваются и совершенствуются их творческие и речевые способности. Так же огромное значение имеет социальный аспект- чувство принадлежности к группе.
Одним из приемов логоритмики, для помощи в работе с детьми с нарушениями речи используется инновационная методика для детских садов - БАФ, которая призвана облегчить работу воспитателя, учителя - логопедаи музыкального руководителя с ритмами, а так же предоставить возможность работы с большими группами детей.
При помощи системы БАФ на занятиях логоритмикой в ДОУ, а так же через подвижные игры в совместной деятельности знакомятся с миром музыки и основами игры на музыкальных инструментах. Педагогическая цель данной системы- дать детям почувствовать радость от занятий музыкой, раскрыть музыкальные способности каждого ребенка, сформировать чувство такта и ритма. Современные исследования подтверждают, что использование барабанов (кахонов) способствуют устойчивому развитию концентрации, координации, творческому интеллекту, навыков социального поведения.
Барабан (кахон) обладает преимуществом среди других музыкальных инструментов, именно тем, что для игры на нем не требуется предварительных знаний и умений, что в работе с детьми с ОВЗ играет важную роль. Детям бывает достаточно первых нескольких минут для знакомства с данным инструментом, чтобы с успехом сыграть на нем. Буквально после нескольких упражнений, ребенок сам проявляет инициативу в игре.
Совместная игра на Баф-кахонах требует хорошего контакта, концентрации всех участников педагогического процесса и взаимодействия друг с другом,дети учатся слышать и слушать, оказывать помощьтоварищу.
В процессе коррекционной деятельности, замечено, что ритмичные игры на барабане с использованием детских песен, интерактивных игр, а также музыкальных рифм ускоряют речевое развитие ребенка.
С помощью системы Баф хочется продемонстрировать простую и эффективную возможность работы с детьми ОВЗ. В Баф-кахонах воплощена изначальная идея барабана. Чтобы овладеть техникой игры, важно правильное положение ладоней, во время игры они должны быть расслабленными и легкими.
Как следует пользоваться Баф-кахонами:
-Поставить либо играть сидя на самом кахоне.
-Поставить кахон на пол и играть сидя по-турецки, поджав ноги.
-Положить кахон на бедро сверху и играть сидя на стуле.
На каждом Баф-кахоне изображены две красные ладони и одна синяя, которые обозначают различные тона музыкального инструмента- БАС и СНЕЕР. Таким образом игра на данном инструменте становится нехитрым делом даже для маленького ребенка.