Татьяна Енькина
Развитие моторной функции руки у дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи рассматривалась многими учеными. В настоящее время исследователи пытаются разработать все новые подходы и технологии по развитию движений пальцев рук. Это свидетельствует о том, что проблема остается актуальной и на данный момент. Данной проблемой занимался еще В. М. Бехтерев. Его работы доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи.
Публикация «Развитие моторной функции руки у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах
Анализ специальной литературы и экспериментальные данные показывают, что у детей дошкольного возраста с диагнозом стертая дизартрия, уровень развития тонкой моторики отстает от детей без речевых патологий. Данный факт подтверждает, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
У детей со стертой дизартрией отмечается недостаточная координация движений, трудности переключения с одного вида движения на другой, недостаточность динамического праксиса и сопутствующие движения при выполнении отдельных проб.
Развитие у дошкольников со стертой формой дизартрии тонкой моторики пальцев рук – это необходимое условие развития моторики артикуляционного аппарата. Воздействие осуществляется на два компонента, необходимых для осуществления двигательного акта: кинестетическую основу, обеспечивающую дифференцированный состав сложных движений, и кинетическую структуру, лежащую в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных актов. Необходимым условием построения коррекционного процесса является обеспечение всестороннего развития. Для этого необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка, «зону ближайшего развития», а также его индивидуальные особенности.
Коррекционно-развивающая работа проводится в играх и игровых упражнениях, что способствует развитию положительного отношения к занятиям.
Коррекционно-развивающую работу по развитию тонкой моторики рук у детей со стертой дизартрией предлагается начинать с проведения массажа. Массаж следует начинать с правой стороны туловища, с кисти правой руки. Желательно массировать кисти рук попеременно, то есть помассировав одну зону на правой руке, массируют туже зону на левой. Приемы массажа можно выполнять поверхностью двух-четырех пальцев или только подушечками больших пальцев. В первую очередь массируют ладонь, а затем переходят к пальцам, начиная с мизинца. Каждый палец массируют со всех сторон. Особое внимание следует уделить большому пальцу, так как стимулируется проекционная зона соответствующего участка головного мозга. Затем следует массировать кожные складки между пальцев, а после переходить к массажу запястья. Заканчивают массаж медленным поглаживанием кисти в направлении от запястья к кончикам пальцев. Массаж следует делать в течение 5 минут.
После завершения сеанса массажа кистей рук, ребенку предлагается проделать элементы самомассажа: покатать между ладонями сосновую шишку, погладить/потрогать камешки, потереть восьмигранный карандаш между ладоней. Эффективным является использование приемов Су- Джок терапии.
Следующим этапом работы является применение пальчиковых игр. Эти игры эмоциональные, увлекательные способствуют развитию речи, творческой деятельности. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку к рисованию, лепке, конструированию и письму. Работа с детьми начинается с изучения основных элементов движений пальцев рук элементы которых уже потом включаются в «пальчиковые игры». Вначале ребенка обучают более простым упражнениям, а затем по мере усвоения, сложность повышается.
В настоящее время существует огромное количество пособий с пальчиковыми играми на разные лексические темы, пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок, авторских сказок, пальчиковые игры с применением перчаток/напальчников, теневой театр.
Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Упражнения нужно давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой и большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, которые наши пальцы не выполняют в повседневной деятельности.
Одним из занимательны и эффективных методов совершенствования тонкой моторики можно считать ниткографию. Она представляет собой выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Кроме того занятия с податливой, мягкой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. Обучение следует начинать с работы по готовому образцу. Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с тонкой моторикой развивается и творческое воображение ребенка. Ниткографию можно сочетать с развитием речи. После прослушивания сказки или рассказа дается задание : изобразить героя. Также можно загадывать загадки, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Для занятий ниткографией понадобится толстая (нескользкая) нить и экран. В качестве экрана используется шероховатая поверхность: лист бархатной бумаги, фланелевая ткань, ковролин.
Все вышеперечисленные приемы применяются в комплексе и образуют методику по развитию тонкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией. Данная группа детей нуждается в систематической работе по тренировке тонких движений пальцев рук на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, способствующим улучшению работы артикуляционной моторики. Такие тренировки также улучшают внимание, память, слух и зрение. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготовит руку к успешному овладению техникой письма.