Татьяна Демидова
Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей в этой непростой и непонятной для них области - логопедии. Родители обязательно должны понимать, для чего их дети зачисляются в речевую группу, что такое «тяжёлое нарушение речи», «общее недоразвитие речи», какая работа проводится в этой группе специалистом и многие другие очень важные вопросы, разобраться в которых им должен помочь специалист. Взаимодействие с родителями может осуществлятся по средствам бесед, тематических консультаций (в том числе, видео-консультаций) и др., а также по средствам мастер-классов, на которых специалист может поделиться с родителями своими теоретическими знаниями, практическими навыками и приобщить родителей к такому многогранному миру логопедии с целью - помочь собственным детям преодолеть недостатки в развитии их речевой функциональной системы. Несомненно, что результативность коррекционно - развивающей работы во многом зависит от того, насколько активно вовлечены родители в этот самый коррекционно-развивающий процесс.
Публикация «Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок» размещена в разделах
В своей работе с родителями я использую следующие методы взаимодействия: метод беседы, тематические консультации (очные и видео консультации, а также мастер-классы (в том числе видео-мастер-классы).
В данной статье, я бы хотела поделиться материалом, который был представлен мной родителям в рамках мастер-класса по теме «Развитие неречевых психических функций у детей подготовительного возраста с ТНР». Развитие неречевых психических функций (зрительное и слуховое внимание, память (слухоречевая, зрительная, тактильная и др., мышление, оптико-пространственные представления, сукцессивные функции, ручной и пальцевой праксис) имеет огромное значение в коррекции речевых нарушений и в целом в подготовке детей к обучению в школе. Особенно их роль велика, в обеспечении процессов письма и чтения, поскольку их развитие лежит в основе формирования этих процессов. В системе коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях, развитию этих процессов отведено значительное место. Для того, чтобы родители понимали необходимость работы над этими процессами, был организован мастер-класс по данной теме, с тем чтобы в совместных играх и занятиях со своими детьми дома родители могли так же уделить внимание развитию этих важных психических процессов.
Родителям был предложен комплекс игр-упражнений, направленных на развитие внимания, слухоречевой и зрительной памяти, мышления, оптико-пространственных функций, мелкой моторики, сукцессивных функций и др. В рамках мастер-класса, все представленные упражнения были проиграны совместно с родителями. Упражнения подбирались мной таким образом, чтобы для их проведения и реализации, от родителей не требовалось серьёзной подготовки (поиска пособий, большого количества картинного материла, схем и др. пособий, которые, как правило, имеются в большом количестве у педагогов, но не имеются у родителей). В основном для реализации предложенных мной упражнений родителям требовалось наличие бумаги и карандашей (того, что есть под рукой в каждом доме, где есть дети). Лишь для проведения одного упражнения, был необходим набор картинок ( прим: родителям было предложено вырезать картинки из журналов, взять из имеющихся дома настольных игр или «скачать» из интернета и распечатать на принтере – главное, желание). Ко всем упражнениям были сформулированы: цель, процедура проведения упражнения; инструкция для ребёнка. Таким образом, родители имели возможность в совместных домашних занятиях с детьми использовать чёткие инструкции к заданиям и в целом иметь чёткие представление о выполнении каждого упражнения (кроме того, как было уже отмечено выше, почти все упражнения были проиграны с родителями в рамках мастер-класса). Всего родителям было предложено 14 игр-упражнений.
1. Упражнение «Что изменилось»
Цель: Развитие зрительного внимания и памяти.
Процедура проведения упражнения: На стол выставляются 5-7 предметов (или картинок). Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем взрослый просит ребёнка отвернуться или закрыть глаза, а в это время один из предметов/картинок убирается. Открыв глаза или повернувшись, ребёнок должен увидеть «Что изменилось» (можно не убирать ни один предмет, а поменять два из них местами).
Инструкция: «(Имя ребёнка, перед тобой 5 предметов. Постарайся их запомнить, я дам тебе время. Затем, я попрошу тебя закрыть глаза, а сам или поменяю местами предметы, или уберу один предмет. Когда я попрошу тебя открыть глаза, тебе нужно будет сказать, что изменилось».
2. Упражнение «Покажи картинки, которые я назвала».
Цель: Развитие слухоречевой памяти, зрительного внимания.
Процедура проведения упражнения. Взрослый показывает ребёнку набор картинок и просит их назвать (картинок, может быть 10-15). Лучше подобрать картинки из разных тематических групп (например, это может быть: помидор, стол, машинка, медведь, конфета, шкаф, тарелка и др.). Далее, взрослый предлагает ребёнку поиграть с этими картинками : взрослый называет 3/4/5 картинок, нацеливает ребёнка на запоминание этих слов-названий картинок. Затем, ребёнку предлагается из 10-15-ти картинок найти те, которые были названы взрослым.
Инструкция. «Назови картинки, которые я тебе приготовила (ребёнок называет все 10-15 картинок). Давай поиграем с ними. Мы будем запоминать эти картинки. Конечно, не все, а только те, которые я назову. Сейчас я назову 3/4/5 картинок, постарайся запомнить эти слова – названия картинок. Затем, из всех предложенных картинок, тебе нужно будет назвать и вернуть мне только те, которые я назвала».
Например, «Дай мне, пожалуйста, слона, пирамидку и помидор».
3. Упражнение «Нарисуй»
Цель: Развитие произвольного внимание, слухоречевой памяти, счётных операций, графо-моторного навыка.
Процедура проведения упражнения: Ребёнку нужно нарисовать в ряд 10 треугольников/кружков, (можно начать с меньшего количества) и далее слушать инструкции взрослого о выполнении ребёнком действий с этими нарисованными кружками/треугольниками.
Инструкция: «Нарисуй в один ряд десять треугольников простым карандашом (необходимо дать ребенку лист бумаги, простой и цветные карандаши). После того, как ребёнок нарисовал 10 треугольников, даё тся вторая инструкция: «Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники» (снова даётся время на выполнение). Далее даё тся третья инструкция: «зеленым — 2 и 5; далее даётся четвё ртая инструкция: «синим карандашом 4 и 8» и т. д.».
4. Упражнение «Наблюдательность»
Цель: Развитие активного внимания, связи внимания и зрительной памяти.
Процедура проведения упражнения: Взрослый просит ребёнка по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.
Инструкция: «(Имя ребёнка, мы каждый день с тобой вместе возвращаемся из детского сада домой, почти всегда идём одним и тем же маршрутом. Давай поиграем. Попробуй описать наш путь из сада домой: что мы видим вокруг по пути домой, что видим справа, что слева - всё, что ты видишь каждый день, попробуй мне об этом рассказать».
5. Упражнение «Собери гирлянду»
Цель: Развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаза.
Процедура проведения упражнения: Взрослый на листе бумаги рисует крестики, кружочки, галочки и др. любые узоры/фигуры в хаотичном порядке. Далее ребёнку предлагается «собрать гирлянды» : сначала из крестиков, затем из кружочков, затем из галочек, проводя линии от одноимённых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на фигурки. Что ты видишь? (ребёнок называет фигуры). Давай соберём гирлянды из этих фигур. Сначала соберём гирлянду из кружочков, будем, как- будто, нанизывать на ниточку эти кружочки (ребёнок соединяет все кружки с помощью карандаша). Теперь давай соберём гирлянду из крестиков и т. д.».
6. Упражнение «Сосчитай глазами»
Цель: Развитие внимания, реакции сосредоточения, прослеживающей функции глаз.
Процедура проведения упражнения: Взрослый предварительно на листе бумаги рисует крестики и кружочки (возможно, это будут: крестики, кружочки и галочки или др. фигурки) в хаотичном порядке или в строчку. Далее ребёнку предлагается глазками (без помощи пальчика или карандаша) сосчитать крестики, затем кружочки. Нужно стараться работать очень быстро. Ответ записывается.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти рисунки (на листе бумаги нарисованы крестики и кружочки). Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков ты видишь. Ответ запиши, пожалуйста в конце строчки на листе».
7. Упражнение «Запретные движения»
Цель: Развитие скорости реакции, произвольного зрительного внимания, общей моторики.
Процедура проведения упражнения: В начале взрослый показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий взрослый показывает и запретное, которое не следует повторять.
Инструкция: «Сейчас тебе нужно будет повторять за мной все движения, кроме одного /двух (взрослый показывает это /эти движения)».
8. Упражнение «Не пропусти профессию»
Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.
Процедура проведения упражнения: Взрослый произносит слова (среди слов – названия профессий). Каждый раз, когда среди слов встречается название профессии, ребёнок должны подпрыгнуть на месте.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Не пропусти профессию». Я буду произносить разные слова – это могут быть названия продуктов, предметов мебели, может быть, слова, обозначающие черты характера - много разных слов. Как только ты услышишь слово, обозначающее название профессии, ты должен будешь подпрыгнуть ( взрослый может выбрать любое другое движение: присесть, хлопнуть в ладоши и т. д.)».
Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, архитектор, гроза, обруч, помидор, сено, продавец, тетрадь, парикмахер, чайник, пирог, фотограф, бабочка, музыкант, учитель и др.
9. Упражнение «Повторение цифровых рядов в прямой и обратной последовательности.
Цель. Развитие сукцессивных функций (умение последовательно воспринимать и воспроизводить звуковые и графические ритмы, движения, числовые последовательности и т. д., развитие объёма слухоречевой памяти.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр и повторить его в том же порядке/в обратной последовательности.
Инструкция 1. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне в той же последовательности, в которой я их назвала».
Инструкция 2. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь их в обратной последовательности».
Материал: 2, 7; 3,5; 3,6,9; 2,6,4; 3,5,6,8 и т. д.
На первых этапах выполнения задания на повторение цифр в обратном порядке, возможно использование зрительного контроля (цифры записываются на листе бумаги).
10. Упражнение «Воспроизведение звуковых ритмов»
Цель. Развитие сукцессивных функций (умение последовательно воспринимать и воспроизводить ритмические структуры, развитие объёма слухоречевой памяти.
Процедура проведения упражнения: Ребёнку предлагается вслед за взрослым воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами.
Инструкция. «Сейчас я отстучу ритм, ты послушай внимательно и повтори за мной».
Предлагаемые ритмы (* – длинные удары, ^ –короткие удары)
**^^
^^***
*^^**
***^^
**^^* и т. д.
В качестве зрительно опоры (на первых этапах обучения, можно использовать палочки, геометрические фигуры, камешки и др. : например, длинные удары обозначить большими камешками, короткие – маленькими.
11. Упражнение «Повторяй за мной»
Цель: Развитие произвольной моторики руки, зрительного внимания, оптико-пространственных представлений.
Процедура проведения упражнения: Взрослый чётко хлопает в случайном порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой – левой – левой - обеими ладонями – левой – правой - правой и т. п.). Задача ребё нка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним (ребёнок может сидеть рядом со взрослым, а может сидеть напротив него).
Инструкция. «Я буду хлопать руками по столу: правой, левой или обеими руками. Смотри за движениями моих рук и повторяй за мной».
12. Упражнение «Пальчиковые прятки»
Цель: Развитие мелкой моторики, пространственных представлений.
Инструкция: «Давай поиграем с нашими пальчиками. Сожми обе ручки в кулачки. Покажи мне правую ручку, покажи левую. Сейчас, я буду давать команды пальчикам спрятаться или выглянуть, тебе нужно будет по моей команде выставлять или прятать пальчики. Давай начнём. На правой руке выстави большой пальчик, на левой руке выстави мизинец, на левой ручке выстави большой пальчик, теперь спрячь на правой ручке большой палец и т. д.».
13. Упражнение «Комочки»
Цель: Формирование контроля своих действий, развитие усидчивости, концентрации внимания, дифференциация мышечного тонуса, развитие мелкой моторики.
Процедура проведения упражнения: ребёнку предлагается 2 кусочка бумаги (например, или листа А4). Одновременно правой и левой руками ребёнок комкает бумагу. Затем так же обеими руками одновременно, расправляет бумажные комочки до первоначального вида.
14. Упражнение «Четвёртый лишний».
Цель: Развитие у ребёнка операции классификации.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагаются 4 слова, одно из которых не может быть объединена с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишнее».
Инструкция. «Слушай внимательно. Я буду называть тебе по 4 слова, 3 из которых объединены общим понятием, а одно к такому понятию не относится, то есть лишнее. Тебе нужно назвать это слово».
Речевой материал.
2. Волк, лиса, медведь, кошка.
3. Молоко, хлеб, бублик, тарелка.
4. Платье, брюки, шорты, ботинки.
5. Самолёт, коляска, автомобиль, поезд.
6. Кастрюля, чашка, чайник, стол.
7. Яблоко, апельсин, груша, черника.
8. Ручка, карандаш, линейка, молоток.