Нестеркова Наталья Юрьевна
Развитие моторики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных особенностей речевой функциональной системы является моторное развитие, тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка. Это обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
При участии речи происходит формирование сложных движений. Точность выполнения, динамических упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.
Темочки:
В развитии звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижности мышц артикуляционной моторики : губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Правильное произнесение звука определяется воспроизведением необходимого артикуляционного уклада, включающего сложный комплекс движений. Артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.
В моторном развитии важную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием моторной сферы подчеркивается многими специалистами (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, М. М. Кольцова).
Отметим, что развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Формирование данных процессов идет успешнее если в образовательный процесс включены средства логопедической ритмики - логоритмические, музыкально-ритмические упражнения и задания. Они способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, совершенствованию фонематической системы, мелодико-интонационных характеристик речи.
Логоритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи содействует освобождению от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи.
Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Все это приводит к расстройствам управления данным произвольным движением и выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений [10] .
Нарушения координации движения представляют собой основной признак затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и речевой моторики.
Рассмотрим онтогенетические особенности развития двигательных навыков у здоровых детей. Например, развитие нормально развивающегося в психомоторном отношении ребё нка проходит в несколько этапов:
- ребенок рождается с малым контролем над собственным телом;
- позже он учится владеть им под воздействием силы тяжести; постепенно стабилизировать его и контролировать движения.
Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов: «поиска груди», сосательный, шагания, хватательный, шейно-тонический и др., которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.
Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, выполняя множество разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых гулением, лепетом.
Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила, дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Важным условием формирования звукопроизношения является развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. При произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение.
В онтогенезе речь выступает не только как средство познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности. Онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз:
1 - миелинизация проводящих путей (морфологическое созревание центральных нервных элементов, которая заканчивается в основном к 2 - 3 годам.
2 - функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней[2].
Следует отметить, что речевые расстройства напрямую связаны с нарушением моторного развития. Нарушения моторной сферы и речи взаимообусловлены. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений моторной сферы влияет на речевое развитие, способствует активизации мыслительной деятельности.
Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто обусловлены патологией двигательной сферы. Логопедическая ритмика - одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом. Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач:
- развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса;
- познавательных, творческих способностей;
- музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
В коррекции речи детей с общим недоразвитием речи средствами логоритмики можно выделить следующие направления:
– развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, чувства музыкального темпа и ритма, активизации внимания и памяти;
– развитие речи и коррекция речевых нарушений,
- развитие дыхания и голоса, выработка умеренного темпа речи, орального праксиса, просодии, формирование фонематического слуха.
Г. А. Волкова рекомендует использовать в коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Это средство логопедической ритмики направлено на формирование первоначальных навыков ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, строить шеренги, линейки, колонны.
Ходьба и маршировка формируют:
- чёткую координацию движений рук и ног,
- улучшают осанку,
- учат ориентироваться в пространстве,
- закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения,
- учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.
2. Работая над дыханием, голосом и артикуляцией. Данные упражнения помогают детям вырабатывать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Работу над дыханием можно сочетать с движениями рук (вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс и т. д., туловища (вправо - влево, наклоны вперед, головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).
Можно включить речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть любой звук, затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками [3].
3. Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него.
Гласные звуки пропеваются с изменениями в высоте голоса. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту. Данные упражнения оказывают профилактическое действие.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
4. Регуляция мышечного тонуса направлена на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
5. Активизация внимания воспитывает устойчивость и переключаемость внимания. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти : моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. Особенно важно музыкальное сопровождение. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений. Такие упражнения привлекают внимание детей к изменению музыки, движению.
6. Формирование чувства музыкального размера или метра направлено на различение сильной доли в музыке. Использование таких упражнений направлено на формирование и развитие слухового внимания [3].
7. Формирование чувства музыкального темпа необходимо, для того чтобы работать над темпом речи детей с нарушениями речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает контролировать нормальный темп речи.
8. Формирование ритма необходимо для развития у ребенка чувства музыкального ритма в движении и для включения его в речь. У детей с речевой патологией часто проявляются недостатки в восприятии ритма, затруднения в воспроизведении слов. Ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз [11].
9. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, чувство ритма и темпа, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Необходимо уделять большое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох, работе над чёткой и ясной дикцией.
Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после одного слога - другой слог и т. д. Воспринимая последовательность, организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности.
10. Игра на музыкальных инструментах, играет особую роль, вовлекает ребёнка в сферу музыки, помогает развить его творческие способности, чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и другие психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения [3].
Список использованной литературы:
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М. : Астрель, 2007. 224 с.
2. Бадалян Л. О. Невропатология: учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. 463 с.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. 352 с.
4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно – методическое пособие. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 144 с.
5. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб. : РГПУ им А. И. Герцена, 1993. 45 с.
6. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика // Физкультура и спорт, 1999. - № 2. -187 с.
7. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. 320 с.
8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М. Издательство: Сфера, 2008. 208 с.
9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. : Питер, 2001. 190с.
10. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. - Дубна: «Феникс +», 2002. 320с.
11. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр, Академия, 2005. 192 с.