Анастасия Романова
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с кубанскими казачьими ремеслами
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в области педагогики активно обсуждаются современные инновационные подходы в работе с детьми.
Ещё Сухомлинский В. А. говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
На текущий момент, как исследователи, так и практикующие педагоги единодушны во мнении, что уровень речевого развития детей непосредственно связан с развитием их мелкой моторики. Стимуляция кончиков пальцев с помощью различных игр и упражнений имеет значительное влияние на формирование артикуляционных движений и способствует улучшению мозговой активности. Занятия, направленные на совершенствование точности движений пальцев и кистей, не только помогают справиться с умственным напряжением, но и активизируют процессы мышления и артикуляции у детей.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с кубанскими казачьими ремеслами» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современные реалии заставляют педагогов двигаться вперед. Под инновациями понимается процесс внедрения новых педагогических приемов, комплексов методов, технологий и средств для расширения возможностей детей.
Основываясь на полученной информации и, исходя из того, что наш детский сад является казачьей образовательной организацией, мы пришли к выводу, что дошкольникам будет интересно и полезно узнать о таких видах кубанского казачьего ремесла, как «Джутовая филигрань», «Вышивка» и «Тестопластика». Ведь именно эти виды ремёсел, как никакие другие являются прекрасными активаторами моторики пальцев рук. В связи с этим в нашем детском саду мы разработали специальные программы и практические материалы, направленные на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с данными кубанскими ремёслами.
Актуальность данных программ определяется необходимостью улучшения моторной деятельности рук и пальцев у детей через освоение новых для них ремесел, которые использовали наши предки – кубанские казаки. Такой подход способствует не только развитию и обучению, но и сохранению культурного наследия нашего народа.
Основной задачей программ является стимулирование развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, раскрытие творческого потенциала путем освоения различных техник и методов работы с филигранью, вышивкой или лепкой из теста, а также формирование у детей чувства любви и уважения к труду.
Метод работы основан на работе в малых группах. Продолжительность совместной деятельности ограничена 30 минутами. В основном используется комплексный подход, включающий как теоретические, так и практические творческие занятия. В рамках занятия обязательно проводится пальчиковая гимнастика, дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики и силы кисти. Основные формы работы включают в себя познавательную деятельность (беседы) и творческие задания.
В основу программ положен косплексный и системный подход к развитию навыков, а также принцип индивидуальной направленности, учитывающий индивидуальные способности и особенности, выявляющий личностные достоинства и поддерживающий положительные качества личности.
В результате апробации практических материалов и освоения программ воспитанники должны знать: историю возникновения изученных кубанских казачьих ремесел; основные свойства используемых материалов, их названия, назначения; основные приёмы, условные обозначения, схемы, названия элементов; правила техники безопасности при работе с используемыми материалами и инструментами; последовательность технологического процесса.
Дети должны уметь: соблюдать правила безопасной работы с используемыми материалами; работать с инструментами, совершенствовать мелкую моторику, развивать глазомер; создавать творческие работы в выбранной технике.
Мы работали над апробацией в течение двух лет и смело можем заявить, что данные виды инновационных форм работы по развитию мелкой моторики дают положительные результаты. Дети развиваются всесторонне, а изначальная цель - улучшение моторной деятельности рук и пальцев у детей – достигнута.