Получи документы

Развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии. Бизиборд (4 фото)

Эльвира Рзаева
Развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии. Бизиборд
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: данная статья посвящена формам и содержанию работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Также, в статье описывается процесс создания бизиборда и его значимость в коррекционной работе по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии, Бизиборд» размещена в разделах

Ключевые слова: стёртая дизартрия, мелкая моторика, речь, дети дошкольного возраста, бизиборд, коррекционная работа.

В настоящее время тема развития мелкой моторики у детей со стёртой формой дизартрии является безусловно актуальной. Если во второй половине 20-го века нарушения звукопроизношения встречались у 20-30% детей 5-6 лет, то в настоящее время, нарушения встречаются у 70-80% детей 5-6 лет. Одно из наиболее часто встречаемых нарушений звукопроизношения – это стёртая форма дизартрии. [1; 6]

Так же, актуальность темы определяется тем, что речевая функция является одной из базовых психических функций. По мере своего развития, речь оказывает непосредственное влияние на развитие процессов психики и ставит их на новый, более качественный уровень развития. [2; 5] На её основе формируется мышление, её коммуникативная составляющая дает возможность ребёнку социализироваться и получать знания об окружающем мире. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались многие учёные, например, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Волкова.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. В 1968 году была создана классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих, её основателем был французский невропатолог Тардье. Классификация включает в себя 4 степени:

1. Легкая степень (стёртая форма дизартрии) – минимальные дизартрические расстройства. Нарушения слышит только специалист.

2. Средняя степень – речь понятна, но наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодики.

3. Выраженная степень – речь понятна лишь близким (чаще маме, частично понятна окружающим.

4. Тяжелая степень (анартрия) – отсутствие речи.

Важность развития мелкой моторики у детей со стёртой формой дизартрии сложно переоценить, еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что на кончиках пальцев расположены источники возможностей ребенка и его ум. И. Кант утверждал, что рука ничто иное, как вышедший наружу мозг человека. Доказано, что уровень развития мелкой моторики свидетельствует об особенностях развития центральной нервной системы. Так же, уровень развития мелкой моторики напрямую связан с уровнем развития речи, а она в свою очередь, с уровнем развития мышления. Благодаря развитию мелкой моторики, происходит стимуляция речи. Это происходит в связи с тем, что нервные рецепторы в пальцах связаны с зонами мозга, которые являются ответственными за речь. Мелкая моторика связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые в свою очередь связаны с развитием речевой функции. [1; 26] В целом, развитие мелкой моторики оказывает непосредственное влияния на такие психические функции, как мышление, речь, внимание, воображение, память, а также на такие свойства, как координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Общемоторная сфера детей со стёртой дизартрией проявляется в неловких, нескоординированных, скованных и недифференцированных движениях. Эти проявления имеют разнообразный характер. У одной половины детей движения характеризуются малоподвижностью, неловкостью и скованностью. А для другой половины характерным является гиперактивность движений, беспокойство, ускоренный темп движений, разнообразные лишние движения при выполнении двигательных актов.

Недостаточность общемоторной сферы у детей со стёртой формой дизартрии можно наглядно наблюдать при выполнении ими различных двигательных актов, которым необходим чёткий контроль за управлением движений мышц различных групп. Серебряковская М. В. утверждает, что в следствии нарушенной ручной моторики возникают нарушения при выполнении точных, быстрых и скоординированных движениях. Например, при рисовании, так как мышцы рук могут находиться в спастичном состоянии, либо может наблюдаться гипотония мышц. На занятиях по аппликации у детей со стёртой формой дизартрии наблюдаются трудности в пространственном расположении предметов на доске. [1; 8]

Эффективность коррекционного процесса по развитию мелкой моторики у детей со стёртой формой дизартрии зависит от следующих условий: при подборе коррекционного материала необходимо учитывать ведущую деятельность ребенка; учитывать индивидуальные и возрастные особенности; занятия должны проходить регулярно; должна быть включённость родителей.

В настоящее время насчитывается большое количество различных методик, направленных на развитие мелкой моторики. Лучше всего использовать в работе природные материалы, например, бумагу, крупы, дерево, глину и так далее. Из перечня необходимо выбрать то, что ребёнку будет ближе всего и интереснее. Главное, что бы занятия по развитию были разнообразные, интересные для ребенка и не утомляли его, а стимулировали и активизировали к действию.

Один из самых привлекательных методов развития мелкой моторики у детей является бизиборд. Бизиборд – это развивающая доска, на которой расположены разнообразные крючки, молнии, шнуровки, выключатели, замки и прочее. Наполняемость доски может быть разнообразной и зависит от полета фантазии. Данная игра направлена на усидчивость, развитие мышления, концентрацию внимания, развитие мозговой активности и мелкой моторики.

Мария Монтессори первой подала идею развивать и обучать детей по средствам знакомства их с предметами. Прототип современной развивающей доски был создан еще в 1970 году самой Монтессори. В ходе проведения своих исследования ею было замечено, что дети со стёртой формой дизартрии в основном воспринимают информацию, использую сенсорное ощущение, тем самым развивая мелкую моторику. Мария Монтессори предоставила детям возможность играть с предметами, с которыми дома им запрещают взаимодействовать.

Нами был сделан бизиборд, а также мешочки с крупой, которые активно применяют в коррекционной работе по развитию мелкой моторики у детей. Также, было проведено коррекционное занятие по развитию мелкой моторики с ребёнком дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Занятие проходило по следующему плану:

1. Упражнение на развитие левого полушария мозга, с целью развития языковой способности.

2. Описательный рассказ о структуре и форме различной крупы, который сопровождался показом материла.

3. Самостоятельный процесс создания подделок (аппликации из крупы и картона).

4. Выполнение самомассажа в игровой форме, с целью закаливания и оздоровления организма, поднятия настроения.

5. Работа с бизибордом в игровой форме, с целью развития мелкой моторики и стимуляции к речи.

6. Итоговый этап. Рефлексия.

Материал к проведению занятия подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Ход занятия строился в игровой форме, так как ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Благодаря правильно подобранному материалу, у ребёнка в течении всего занятия поддерживался интерес и не падал уровень продуктивности.

Развитие мелкой моторики и тонких дифференцированных движений у детей со стёртой формой дизартрии является необходимой частью коррекционной работы по развитию речи. Ведь, как было упомянуто выше, моторика и речь тесно взаимосвязаны. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи.

Развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии. Бизиборд
Фото №1 Аннотация данная статья посвящена формам и содержанию работы по Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Литература

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008 г. – 254 с.

2. Степанова, О. А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание / О. А. Степанова. - Москва: ФОРУМ, 2009 г. – 126 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Встреча семейного клуба «Развитие мелкой моторики детей»Встреча семейного клуба «Развитие мелкой моторики детей» Встреча семейного клуба. Тема "Развитие мелкой моторики детей". Дорогие коллеги спешу поделиться с Вами одной из важных форм работы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии. Бизиборд
Опубликовано: 22 октября 2020 в 15:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии. Бизиборд» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Рзаева (УИ 2447915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД