Марианна Валерьевна Проскурня
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР. В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. У всех детей, имеющих нарушения речи, отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ и переключения, синкинезии, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Многие дети не любят рисовать, с трудом держат карандаш, особенно заметна моторная неловкость по занятиям аппликации и с пластилином. У детей вызывают затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. В школе у таких детей очень медленный темп письма, петельки и крючочки неровные, нажим неравномерный, буквы разного размера и не на рабочей строке.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР, В помощь логопедам» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Учитывая важность проблемы, я сделала вывод, что руку ребёнка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
В начале учебного года было проведено обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений. Использовались такие задания:
• Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатик».
• Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, сминание комочков).
• Сила тонуса (сжатие рук взрослого одной, второй рукой).
• Координация движений (вдеваем нитку в иголку, упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).
• Обследование щепоти (катание шарика, упражнение «Посолим суп».
Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Высокий уровень:
Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.
Средний уровень:
Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.
Низкий уровень:
Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.
В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Дети не умеют воспроизвести из пальцев заданную позу, не могут её удержать, нарушен мышечный тонус (повышен или понижен). В результате был написан план коррекции, основанный на результатах диагностического обследования, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфики их речевого заключения.
В своей работе я ставила такие задачи:
• выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
• модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
• внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
• развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
• совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
• развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
• сформировать элементарные специфические графические навыки;
• развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
• формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Поставив перед собой цель и задачи и исходя из личного опыта, была создана необходимая развивающая среда : подобрано оборудование для реализации поставленных задач, создан набор нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики, мышечного тонуса, двигательных координаций, тактильных ощущений; исследовано, адаптировано инновационное оборудование, подобраны специальные методы и приёмы воздействия, отобраны наиболее эффективные методы и приёмы, разработаны игры с песком, сочетающие задания на автоматизацию поставленных звуков, обучение грамоте и развитие мелкой моторики; создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
Для эффективности коррекционной работы я соблюдала принципы:
Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т. д.
Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
• Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
• Работу провожу регулярно, систематически.
• Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
• Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
• Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
• Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
• Все игры проводятся так, чтобы они приносили только положительные эмоции.
Успешность работы во многом зависит не только от использования этих правил в работе с детьми, но и от тесного взаимодействия всех специалистов, воспитателей логопедической группы. Использовались такие формы работы со специалистами и воспитателями:
• Совместное обследование детей
• Мастер-класс
• Семинары-практикумы
• Консультации для воспитателей, специалистов
• Открытые просмотры
• Совместное изготовление пособий
• Проведение интегрированных занятий
• Совместное планирование работы
• Взаимопосещение
Работа с родителями – это одно из важных направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Было проведено анкетирование родителей по проблеме, выявлен запрос родителей. Подготовлена презентация для родителей «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; подготовлены памятки для родителей с рекомендациями о том, как развивать мелкую моторику дома. На родительском собрании по проблеме развития моторики родители придумывали, как с помощью предметов, которые можно найти дома, развивать детские ручки. Использовались и другие формы работы с родителями по развитию у детей мелкой моторики : семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры, выставки пособий, папки-передвижки, выставки детских работ.
В конце года в результате итоговой диагностики выявлено, что у детей движения пальцев стали более ловкими, скоординированными, дети в основном регулируют нажим карандаша, могут воспроизвести и удержать заданную позу пальцев рук. Амплитуда движений достаточная, не на достаточном уровне пока скорость и точность выполнения упражнений.
Все полученные результаты я занесла в таблицу:
«Развитие мелкой моторики руки».
Высокий
уровень Средний
уровень Низкий
уровень
Начало уч. г. - 11 % 89 %
Конец уч. г. 33 % 56 % 11 %
В подготовительной группе мы продолжаем работать над развитием ручной умелости и постараемся, чтобы к моменту поступления детей в школу развитие мелкой моторики у них соответствовало возрасту, чтобы дети могли справиться со всеми нагрузками, которые их ожидают в процессе выполнения различных заданий, чтобы дети не испытывали затруднений при обучении.