Валентина Гейдарова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень интеллекта у ребенка напрямую зависит от развития мелкой моторики. Данный факт установлен учеными. В свое время уже В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев».
Частые занятия с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики способствуют развитию речи. Это объясняется близким расположением участков мозга, отвечающих за развитие речи и движения пальцев. При выполнении мелких движений пальцами рук в активных точках коры головного мозга активизируются клетки, отвечающие за формирование речи ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
Следовательно, необходимо уже с раннего возраста начинать занятия по развитию мелкой моторики. Занятия поднимают настроение ребенка, развивают координацию движения и чувства ритма, а в дальнейшем подготавливают руку к письму.
Мелкая моторика используется в раннем возрасте во всех образовательных областях.
Работая с детьми раннего возраста, целесообразно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, точность и координацию движения рук и глаз, гибкость рук, ритмичность. Все это способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия).
В своей работе я применяю пальчиковые игры, используя при этом элементы фольклора.
Ласковый говорок прибауток вызывает у детей радость. Через элементы фольклора я доношу до ребенка свою нежность, заботу и любовь. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни пребывания ребенка в яслях. Это способствует к скорей адаптации ребенка.
Использую массаж ладоней и пальчиков рук с помощью мячика «Ёжика».
В изобразительной деятельности применяю пальчиковое рисование, рисование ладошкой, рисование манной крупой, лепку из пластилина и теста (в лепке требуется усилие всех пальцев). Изодеятельность способствует развитию координации движения и зрительному восприятию, улучшается мелкая моторика кисти и пальцев рук, развивается глазомер.
Провожу занятия с бумагой (сминания в комочек, разрывание бумаги на мелкие кусочки).
Для развития мелкой моторики выкладываем пуговицы и палочки по образцу, разноцветные крышки, собираем мозаику, пирамидки, матрешки. Используем разноцветные прищепки «ежик», «солнышко», «травка» …
В игровой ситуации «Шоферы» детям предлагаю починить машину (завинтить болты и гайки).
Предлагаю детям занятия по переливанию воды из стаканчика в стаканчик, пересыпание манной крупы из стаканчиков.
Различных упражнений и заданий на развитие мелкой моторики можно придумать очень много.
Главное нужно учитывать индивидуальные способности конкретного ребенка. Умение работать пальчиками приходит не сразу. Регулярное проведении игр и упражнений с раннего возраста в дальнейшем помогает детям уверенно держать ручку, карандаш, шнуровать ботинки, пользоваться мелкими деталями конструктора, клавиатурой компьютера и т. п.