Сабурова Татьяна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем возрасте интенсивно развивается структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познание окружающего мира. Представление об окружающем мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предмета и их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Ученые доказали, что движение пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
У детей раннего возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Для развития и тренировки мелкой моторики подходят разнообразные игры и упражнения:
• Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;
• Игра в куклы: девочка одевает-раздевает куклу, совершает много мелких движений пальчиками.
• Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.
• Домашняя песочница. Варианты разные: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате, лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком, а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
• Изготовление коллажей и поделок. Включая вырезание деталей, составление узоров и аппликаций.
• Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создаем настоящие лесные шедевры.
• Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч.
• Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
• Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
• Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч.
• Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – непростое занятие для ребенка, поэтому начинайте с самых простых вариантов.
• Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
• Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
• Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.
При этом родители должны помнить простые правила:
• Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
• Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
• Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
• В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
• Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
• Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
• Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единогласны во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики необходимо еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь.