Екатерина
Развитие мелкой моторики у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития
Учитель-дефектолог
Перминова Екатерина Андреевна
МБДОУ – детский сад №548
«Мелкая моторика – общность между работой костной, мышечной и нервной системами в единстве со зрением в исполнении небольших и точных движений пальцами руки и всей кистью. К зоне мелкой моторики можно отнести значительное количество всевозможных движений: от элементарных жестов, например, захватов руками различных предметов, до весьма мелких движений, например, движения при застегивании, сбор мелких деталей, рисование, письмо»
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей 5–6 лет с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Работа пальцев обеих рук улучшались на протяжении всего периода развития человечества, потому что у людей, руки являлись основным инструментом для выполнения тонкой работы. И со временем, все больше и 10 больше увеличивалась зона в коре головного мозга, отвечающей за развитие мелкой моторики
Поэтому, чтобы повышать у дошкольников с задержкой психического развития речь, необходимо формировать двигательную функцию мелкой моторики
Работа кисти руки незаурядна и многофункциональна. Она главный орган трудовой деятельности во всем его разнообразии. Рука тесно объединена с интеллектом, с волнениями, трудом, является дополнительным элементом речи. Все то, что человек не может сформулировать словами, он формулирует жестами, посредством мелкой моторики. Жестами можно обидеть и поддержать, объяснить, что нужно (например, если человек не знает иностранного языка, а объяснить нужно и так далее).
«В самом начале, у ребенка формируются тонкие движения кисти и пальцев рук, после проявляется речь; все дальнейшее развитие речи находится в непосредственной зависимости от уровня нагрузки в период тренировки подвижности пальцев рук. Следует заметить, что тренировка пальцев воздействует на формирование речи не просто так. Если дошкольник делает пальцами определенные ритмические движения, то у него увеличивается скоординированная деятельность в лобном и височном отделах головного мозга»
Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый в процессе воспитания и образования, и попытки ребенка с задержкой психического развития решить их самостоятельно, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений: различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук»
Мелкая моторика считается частью общей моторики ребенка и улучшенного двигательного стереотипа общего комплекса двигательной 13 функции организма ребенка. Мелкая моторика отвечает уровню лучшего стереотипа моторного формирования ребенка. Во-первых, она проходит рядом со статичностью «мелких движений, во-вторых, мелкая моторика переходит в большей амплитуде к крупной, или жесткой, моторике. Мелкую моторику нужно формировать параллельно с формированием главных видов общих моторных возможностей, на базе жесткой моторики, для развития лучшего двигательного стереотипа»
Формирование мелкой моторики у детей 5-6 лет с задержкой психического развития – это психологический и педагогический вопрос, который считается актуальным. Решение данного вопроса дает возможность разработать и провести с дошкольниками работу по развитию у них мелкой моторики рук. Важно, что мелкая моторика рук взаимосвязана с разнообразными психическими процессами, например, такими как речь, память, логическое мышление и другими
У дошкольников с задержкой психического развития необходимо развивать мелкую моторику для того, чтобы формировать интеллектуальные способности и речь
Действенным методом «развития мелкой моторики рук в дошкольных образовательных организациях считаются пальчиковые игры – это. Своего рода, упражнения для формирования мускулатуры всех пальцев рук. Они формируют правильность двигательных реакций, формируют двигательную координацию»
Развитие осязания и «формирование мелкой моторики рук случается в различных разновидностях изобразительной деятельности. Например, лепка развивает мелкие мышцы пальцев рук, посредством давления» на рецепторы ладоней и подушечек пальцев, происходит активизация коры мозга, что помогает развитию мышления и речи у детей с задержкой психического развития.
Для детей с задержкой психического развития «важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям 5-6 лет с задержкой психического развития нужно разрешить, в первую очередь, использовать 15 различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться»
Чтобы тренировать мелкую моторику, можно использовать пальчиковые игры с пропеванием слов игры, например, «Пальчики наши смирно лежа, много работать они хотят…». Можно предложить детям игру, на изучение своей руки. Детям предлагают, обвести свою руку на бумаге и показывая на каждый пальчик, сказать, как он называется, или использовать пальчиковые или кистевые куклы
Также «результативны игры с мячами, которые полезны для мотивации развития кистей рук. Дети 5-6 лет с задержкой психического развития умеют, например, сидя в кругу и кидать мяч друг другу, произнося, при этом, свои имена», озвучивать погоду за окном, времена года или что-то еще; можно посредством бросания мяча об стену, развивать мелкую моторику рук; посредством игры с мячом в парах; посредством игры единовременно с несколькими мячами и так далее.
Дошкольники, могут обвести трафарет, а после этого, заштриховать полученный рисунок, к примеру, косой штриховкой или волнистой штриховкой, а также, узор может изображать в штриховке петли, круги, пружинки и так далее.
Детям 5-6 лет с задержкой психического развития нравится играть с куклами теневого театра (если ребенок правильно складывает пальцы, а после этого, ему на руки направляют пучок света, то на стене можно увидеть какое-либо животное). Нужны элементарные материалы: экран или стена, фонарик или лампа
Развитие «мелкой моторики у детей 5-6 лет с задержкой психического развития осуществляется, как воспитателем или учителем-логопедом на 16 коррекционно-развивающих занятиях, так и родителями дома.
Для того, чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
– пальчиковая гимнастика;
– показ при помощи рук различных изображений (например, очки, стул, колокольчик, зайка, которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
– конструирование из счетных палочек;
– лепка из соленого теста и теплого воска;
– обрывание бумаги разной плотности и фактуры (например, папиросной, газетной, картона)»
«Восторг вызывает у детей 5-6 лет с задержкой психического развития создание в группе запланированного беспорядка – Разноцветный бумажный дождь – разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом, с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации – Радуга; сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации)»
«Детям любят выполнять следующие задания на развитие мелкой моторики :
– аппликация из природного материала (яичная скорлупа, крупа, семена, ягоды);
– разнообразные изображения (узоры, фигуры, буквы, которые дошкольники выкладывают из камешков, веточек, шишек и так далее;
– мозаику из пластилина, пластика, разрезанных открыток и так далее».
Кроме того, «детям интересно:
– нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
– создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
– сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок;
– завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
– перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы)»
«Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем»