МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр

Наталья Васильченко
Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 411 «Пингвин»

Васильченко Наталья Алексеевна

Воспитателя второй младшей и средней группы «Брусничка»

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Новосибирск 2016

2 слайд

Василий Александрович Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр» размещена в разделах

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

3 слайд

4 слайд Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

5 слайд Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Одной из первых «игрушек» у ребенка являются его собственные руки. С помощью рук ребенок постепенно начинает изучать окружающий его мир. Первые прикосновения конечно еще не осознанные и по мере того как взрослеет ребенок, он начинает контролировать движения своих рук и пальчиков. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

К сожалению, сейчас при современном ритме жизни родители часто забывают обо всей важности тренировки движения пальчиков рук у своих детей. На одежде и обуви-липучки вместо пуговиц или шнурков, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности, но упростив себе задачу и экономя свое время, мы лишаем ребенка навыков, которые ему понадобятся в его взрослой жизни. Эта смена жизненной ситуации развития детей младшего и дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

6 слайд Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет :

1. Хватательные движения:

* Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной руки или двумя руками (погремушки, мяча и т. д.).

* Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальцами).

* Захватывание предмета двумя пальчиками: указательным и большим (пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, пирамидки, матрешки и другие подобные предметы).

3. Развитие движений пальчиков рук

3. Развитие движений пальчиков рук - выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, домик, волк и другие).

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся все более тонкими и четкими.

7 слайд Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Уже с раннего возраста можно поиграть с ребенком в такие игры как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. Во время купания малыша можно поиграть с ним в игры с использованием резинового мяча с шипами (эспандер, с помощью такого упражнения вместе с увлекательной игрой ребенок будет делать и массаж рук. Так же после мытья рук у малыша можно выполнять не хитрое упражнение, вытирать как бы массируя каждый пальчик по отдельности полотенцем.

Когда ребенок подрастет можно постепенно вводить игры с более сложными заданиями вот некоторые из них: нанизывание пуговиц, крупных бусин на шнурок; сортировка бобов, фасоли, гороха, а так же крупы (пшено, гречку, рис); завинчивание крышки у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка на пальчик (массаж пальцев); игра в переодевание кукол; комкать носовой платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только одной руки); прикреплять бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку ; находить спрятанные предметы в «сухом бассейне) с горохом или фасолью (в небольших пластиковых емкостях) ; лепка из пластилина или соленого теста (сушки, баранки, печенье) ; рисование пальчиковыми красками; игры с конструкторами, мозаиками; застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и т. д.

Начинать развивать моторику детских рук желательно с самого рождения малыша. Сначала нужно делать массаж, оставляя акцент на пальчиках ребенка. Когда ребенок подрастет давайте ему почаще игрушки с различной текстурой поверхностей. Она может быть либо шершавая, либо в пупырышках.

В полугодовалом возрасте желательно приобрести специальные игрушки, предназначенные для развития мелкой моторики. В основном они выглядят как горки из проволоки, и на этой проволоки навешаны мелкие шарики. Ребенок, должен переставлять эти шарики с места на место.

Ближе к году, ребенка можно ознакомить с матрешками. Или поиграть в пирамидку, которую из разноцветных колец, различающихся по размерам. А после года ребенку можно купить конструктор, но только из крупных деталей.

Ребенку дошкольного возраста можно предложить слепить что-нибудь из пластилина или соленого теста. Или же заняться рисованием. Все эти занятия прекрасно развивают мелкую моторику детских ручек.

Игры на развитие мелкой моторики рук — Играем вместе с ребенком:

8слайд

«Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

• 9слайд

• 10 слайд

• 11 слайд

«Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребенок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребенок, а мама или папа повторяют за ребенком.

• 12 слайд

«Золушки». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребенку можно предложить посоревноваться в этой игре.

• 13 слайд

«Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребенку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.

«Улыбка колобка». Для начала маме на двух альбомных листках нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребенку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять, например: делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.

«Найди игрушку» — В песочнице прячете игрушки а затем ваш ребенок должен их отыскать. Игра рассчитана на детей 1-2 лет.

Придумать игр можно очень много, для этого нужно всего лишь оглянуться. Ведь в доме очень много интересных вещей, с помощью которых и можно с увлечением развивать мелкую моторику рук ребенка. Побольше фантазии родителям, и тогда обязательно все получится!

15 слайд

Однако не стоит забывать, что все эти игры и упражнения с детьми дошкольного возраста следует проводить под наблюдением взрослого, что бы исключить риск попадания мелких предметов в рот и нос ребенка и так же нельзя использовать в игре острые и колкие предметы во избежание получения ребенком травмы. При проведении пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки у ребенка теплые (предложите похлопать в ладоши или потереть их).

И самое главное мы должны помнить - что дети лучше развиваются, когда чувствуют, что у них все получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие их достижения! 16 слайд

Публикации по теме:

«Чудо дерево» — поделка из бисера. Развитие мелкой моторики рук через бисероплетение (фотоотчёт)«Чудо дерево» — поделка из бисера. Развитие мелкой моторики рук через бисероплетение (фотоотчёт) В В конце мая в нашей группе подвела итоги по самаобразованию развитие мелкой моторики рук через бисеро плетение. Занятия по бисероплетению.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудованияДидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Истоки способностей и дарований детей Находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Основной целью представленных игр является развитие.

Дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольниковДидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников Уважаемые коллеги! Хочу Вам предоставить дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников. «Веселые скрепки» Цель: содействовать.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через вышивание лентами на картоне» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Большое стимулирующее влияние.

Нетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зренияНетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения Хочу поделиться совместным опытом в создании картотеки нетрадиционных дидактических игр. Нетрадиционные дидактические игры для детей 4-5.

Обобщение опыта через открытый просмотр «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры» Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание «Винни пух и все все все»Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание «Винни пух и все все все» Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание. «Винни пух и все все все» Развитие тонкой ручной моторики является.

Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж).Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 08:05
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Васильченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД