Наталья Васильченко
Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 411 «Пингвин»
Васильченко Наталья Алексеевна
Воспитателя второй младшей и средней группы «Брусничка»
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Новосибирск 2016
2 слайд
Василий Александрович Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
3 слайд
4 слайд Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
5 слайд Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одной из первых «игрушек» у ребенка являются его собственные руки. С помощью рук ребенок постепенно начинает изучать окружающий его мир. Первые прикосновения конечно еще не осознанные и по мере того как взрослеет ребенок, он начинает контролировать движения своих рук и пальчиков. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
К сожалению, сейчас при современном ритме жизни родители часто забывают обо всей важности тренировки движения пальчиков рук у своих детей. На одежде и обуви-липучки вместо пуговиц или шнурков, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности, но упростив себе задачу и экономя свое время, мы лишаем ребенка навыков, которые ему понадобятся в его взрослой жизни. Эта смена жизненной ситуации развития детей младшего и дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
6 слайд Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет :
1. Хватательные движения:
* Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной руки или двумя руками (погремушки, мяча и т. д.).
* Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальцами).
* Захватывание предмета двумя пальчиками: указательным и большим (пинцетный захват).
2. Развитие соотносящих действий
Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, пирамидки, матрешки и другие подобные предметы).
3. Развитие движений пальчиков рук
3. Развитие движений пальчиков рук - выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, домик, волк и другие).
Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся все более тонкими и четкими.
7 слайд Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Уже с раннего возраста можно поиграть с ребенком в такие игры как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. Во время купания малыша можно поиграть с ним в игры с использованием резинового мяча с шипами (эспандер, с помощью такого упражнения вместе с увлекательной игрой ребенок будет делать и массаж рук. Так же после мытья рук у малыша можно выполнять не хитрое упражнение, вытирать как бы массируя каждый пальчик по отдельности полотенцем.
Когда ребенок подрастет можно постепенно вводить игры с более сложными заданиями вот некоторые из них: нанизывание пуговиц, крупных бусин на шнурок; сортировка бобов, фасоли, гороха, а так же крупы (пшено, гречку, рис); завинчивание крышки у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка на пальчик (массаж пальцев); игра в переодевание кукол; комкать носовой платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только одной руки); прикреплять бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку ; находить спрятанные предметы в «сухом бассейне) с горохом или фасолью (в небольших пластиковых емкостях) ; лепка из пластилина или соленого теста (сушки, баранки, печенье) ; рисование пальчиковыми красками; игры с конструкторами, мозаиками; застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и т. д.
Начинать развивать моторику детских рук желательно с самого рождения малыша. Сначала нужно делать массаж, оставляя акцент на пальчиках ребенка. Когда ребенок подрастет давайте ему почаще игрушки с различной текстурой поверхностей. Она может быть либо шершавая, либо в пупырышках.
В полугодовалом возрасте желательно приобрести специальные игрушки, предназначенные для развития мелкой моторики. В основном они выглядят как горки из проволоки, и на этой проволоки навешаны мелкие шарики. Ребенок, должен переставлять эти шарики с места на место.
Ближе к году, ребенка можно ознакомить с матрешками. Или поиграть в пирамидку, которую из разноцветных колец, различающихся по размерам. А после года ребенку можно купить конструктор, но только из крупных деталей.
Ребенку дошкольного возраста можно предложить слепить что-нибудь из пластилина или соленого теста. Или же заняться рисованием. Все эти занятия прекрасно развивают мелкую моторику детских ручек.
Игры на развитие мелкой моторики рук — Играем вместе с ребенком:
8слайд
• «Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.
• 9слайд
• 10 слайд
• 11 слайд
• «Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребенок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребенок, а мама или папа повторяют за ребенком.
• 12 слайд
• «Золушки». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребенку можно предложить посоревноваться в этой игре.
• 13 слайд
• «Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребенку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.
• «Улыбка колобка». Для начала маме на двух альбомных листках нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребенку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять, например: делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.
• «Найди игрушку» — В песочнице прячете игрушки а затем ваш ребенок должен их отыскать. Игра рассчитана на детей 1-2 лет.
Придумать игр можно очень много, для этого нужно всего лишь оглянуться. Ведь в доме очень много интересных вещей, с помощью которых и можно с увлечением развивать мелкую моторику рук ребенка. Побольше фантазии родителям, и тогда обязательно все получится!
15 слайд
Однако не стоит забывать, что все эти игры и упражнения с детьми дошкольного возраста следует проводить под наблюдением взрослого, что бы исключить риск попадания мелких предметов в рот и нос ребенка и так же нельзя использовать в игре острые и колкие предметы во избежание получения ребенком травмы. При проведении пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки у ребенка теплые (предложите похлопать в ладоши или потереть их).
И самое главное мы должны помнить - что дети лучше развиваются, когда чувствуют, что у них все получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие их достижения! 16 слайд