Людмила Козлова
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В практике моей работы необходимость развития мелкой моторики ярко проявляется.
Чаще всего у детей с недоразвитием мелкой моторики проявляется :
- выраженная заторможенность в движениях, скованность
- ограничение подвижности рук
- нарушение координации движений
- слабо развиты элементарные навыки самообслуживания
- неловко держат ложку или карандаш
- в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики – это важная часть подготовки к школе, письму
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- мелкая моторика активно влияет и на становление психических процессов ребёнка
Давно уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в раннем возрасте, необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Требуется создавать благоприятные условия для своевременного развития руки ребенка. Только тогда будет достигнут наивысший эффект.
Многие педагоги подчеркивает важность развития мелкой моторики у детей раннего возраста и отмечают взаимосвязь между развитой мелкой моторикой и полноценным становлением личности дошкольника (В. М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, И. М. Сеченов)
Для развития мелкой моторики важно использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и нетрадиционные материалы, это вызывает интерес у дошкольника. Ведь «Каждый предмет может стать развивающим», главное, найти ему правильное применение.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз.
Известно, что у ребенка раннего возраста формируются лишь предпосылки изобразительной деятельности, он еще не владеет кистью, карандашом.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.
В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».
«Рисование пальчиком»
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой» :
ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»
ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Использование дополнительных средств выразительности» :
«Оттиск печатками из пробки или ластика»
Способ получения изображения : ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»
Способ получения изображения : ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Кляксография обычная»
Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки»
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
После проведенной работы я заметила, что:
Движения пальцами рук стали более синхронными, точными, ритмичными;
Упражнения выполняются в более быстром темпе;
Упражнение выполняют правильно по образцу, некоторые по словесной инструкции;
Появилась увлеченность и интерес при выполнении заданий, упражнений;
Проявляется упорство и настойчивость в выполнении упражнений;
Дети удерживают правильную позу при выполнении заданий, выполняют упражнения без напряжения.