Арапова Татьяна Павловна
Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связанно формирование личности и основных психических процессов.
Меня, как логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, волнуют вопросы коррекции речевых нарушений, подготовка к школе детей с нарушениями речи и их социальная адаптация.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В процессе наблюдений я заметила, что дети-логопаты редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У детей моей группы были отмечены: моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Мною было проведено обследование по выявлению уровня развития мелкой моторики рук у детей. Были получены низкие результаты.
Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по данной теме и результаты обследования, я пришла к выводу, что решение данной проблемы требует участия всех педагогов, работающих с этими детьми. Совместно с педагогами мы разработали координационный план деятельности специалистов по развитию мелкой моторики рук. Этот план координирует деятельность всех педагогов и повышает эффективность коррекционной работы.
Свою работу осуществляю в тесной взаимосвязи с психологом, врачом-педиатром. Нами было установлено, что 60% детей моей группы имеют диагноз ММД. У этих детей страдает поведенческий аспект: они гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые. Не могут сосредоточиться на одном задании.
Совместно с психологом, мы пришли к выводу, что хорошо для работы с такими детьми подходят «Игры с песком», так как взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения. Организацию игр на песке осуществляю в соответствии с принципами:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка.
Уважение к детскому творчеству, фантазии.
Свою работу, по развитию мелкой моторики рук через игры с песком, строила в несколько этапов.
1. Ориентировочный этап.
На данном этапе познакомила детей с игрушкой-посредником в играх с песком, ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех к себе в песочницу, в свой песочный мир. Через игрушку я ознакомила детей с правилами поведения в песочнице.
• Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
• Нельзя бросать песок в других детей или брать его в рот.
• После игры надо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать песочницу.
• После игры в песке надо помыть руки.
Занятия в песочнице начинаю и заканчиваю ритуалом приветствия и ритуалом прощания с ФЕЕЙ (звук колокольчика).
2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
На данном этапе ребенок знакомится с песком, его свойствами. Упражнение «Здравствуй песок».
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает детям игры: на развитие тактильной чувствительности, для расслабления и напряжения. «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», пальчиковые игры.
3. Этап игр и упражнений с погружением в песок.
На данном этапе детям предлагаются «Песочные прятки», «Кроты», делаются секретики и даются задания как их найти, предлагают завязать глаза.
Проанализировав методическую литературу, я предлагаю использовать игры с песком, для развития мелкой моторики рук, с детьми всех возрастных групп.
В младшем дошкольном возрасте используются формочки, совочки. Дети играют в традиционные игры с песком.
В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: «Горячее – холодное», «Сухое - мокрое», «Твердое – мягкое».
В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму и игры с буквами. «Графические диктанты», «Допиши букву», «Слепи букву», «Выложи букву».
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправлять проще и не видны следы ошибок, что дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Чтобы отследить эффективность проводимой работы, было проведено промежуточное обследование. Полученные результаты показали положительную динамику, уровень форсированности мелкой моторики рук значительно вырос. Родители часто задают вопросы, как привлечь ребенка к занятиям в свободное время, во время каникул. Для родителей были проведены консультация и отрытое занятие с использованием песочных игр. Проведя данную работу, отмечены положительные результаты:
• У детей значительно возрастает интерес к занятиям;
• Снижается высокий уровень напряжения, возбудимости.
• Дети чувствуют себя более успешными.