Аниса Галина
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
(из опыта работы)
тифлопедагога Галиной А. С.
Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики
у слепых дошкольников через формирование графических
умений и навыков»
Публикация «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
Потеря зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых детей взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. Решающую роль в познании окружающих предметов слепыми детьми играет осязание. Оно является одним из основных видов чувственного отражения человеком объективной действительности. По своему познавательному значению осязание находится в одном ряду со зрением. Сеченов назвал осязание «чувством параллельным зрению». Являясь контактным анализатором, осязание позволяет слепому непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений.
Овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у слепых детей обобщенного образа предмета.
Слепые дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются вялыми и слишком напряженными, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности.
На специальных коррекционных занятиях по тифлографике проводится целенаправленная работа по развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики рук. В эти занятия включаются различные виды деятельности, которые дети могли бы сознательно и с интересом выполнять.
К таким видам относятся обследование знакомых и незнакомых предметов, изготовление аппликаций, лепка, разнообразные дидактические игры, чтение рельефных рисунков, подготовка руки к письму по системе Брайля.
Эффективным средством формирования моторики и осязания являются различные упражнения на классификацию различных предметов, геометрических фигур, сортировка бусинок, камушков и т. д., работа с мозайкой, конструктором.
В начале каждого занятия проводится несколько упражнений, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев.
Обучение слепых дошкольников тифлографике – одна из важных задач, стоящих перед тифлопедагогом в подготовке ребенка к школе. Овладение тифлографикой способствует развитию мелкой моторики и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного.
Методика по обучению восприятия и воспроизведения рельефных рисунков слепыми детьми включает следующие разделы:
- ориентировка на плоскости листа;
-типы линий и их пространственное расположение;
-изображение плоских предметов, сходных с натуральными предметами и легко получаемых рельефной обводкой.
На занятиях по чтению рельефных рисунков учу детей находить на рисунке части, соответствующие частям предмета, выделять форму предмета и их контур. Дети должны обводить очертания предмета, оконтуривать объекты пластилиновыми «колбасиками». Для того, чтобы дети быстрее освоили восприятие рельефных изображений, использую следующий прием. Ребенок получает несколько геометрических фигур и их рельефное изображение, которые он должен разложить и полностью совместить. Затем задания постепенно усложняются. Предлагаются более сложные формы, например:
- игрушечные – нож, вилка, ложка, тарелка;
-ключ, замок;
-картонные фигурки – самолет, машина, дом и т. д.
Важно, чтобы предметы и их изображения точно соответствовали друг другу.
Затем на следующем этапе начинаю обучать детей самостоятельному выполнению рельефных изображений. Начинаю обучение с соединения опорных точек линиями. На картонном планшете ставлю рельефные точки из пластилина, например, вершина треугольника. Ребенок соединяет эти точки линиями, чтобы получить фигуру треугольника. Соединять можно пластилиновыми «колбасиками», кусочками проволоки, счетными палочками и другими материалами. На первых этапах выкладывать линии в горизонтальном, вертикальном, наклонном положении, делать рамки, забор, дорожки, столбы и т. д.
На следующем этапе перехожу к составлению предметных изображений: дом, елка, дерево, посуда, овощи, фрукты и т. д.
Когда дети овладеют приемами рисования пластилином, перехожу к составлению узоров на листе картона. Например: составление орнамента из колечек и палочек, составления орнамента из геометрических фигур, знакомлю детей с узором в полоске. Орнаменты могут выполняться из пластилина, составляться из геометрических фигур на фланелеграфе, выкладывать из мозайки на магнитной доске.
Примерная тематика занятий:
- «Башкирский коврик»
- «Декоративная тарелка»
- «Подарим маме платок»
- «Украсим варежку» и др.
Для выработки практических умений и навыков изготавливаю небольшие планшеты, обмазанные тонким слоем пластилина, и деревянные палочки с заостренным концом. Учу детей правильно держать деревянный стержень и проводить им от руки прямые линии в различных направлениях, обводить геометрические фигуры. После того, как дети научатся рисовать на пластилиновых планшетах, знакомлю с прибором для рисования «Школьник», знакомлю с элементами рисования на пленке прибора.
Следующим видом занятий по тифлографике является работа с контурным рисунком и пластилином – аппликационная лепка. Дети раскрашивают готовый рельефный рисунок, только вместо карандашей используют пластилин, которым заполняется изображение предмета до линии его рельефного контура. Пластилин намазывается равномерным слоем.
Примерная тематика рисунков: яблоко, огурец, морковь, мяч, грибок и т. д.
Следующим видом занятий по тифлографике является рисование грифелем. На этих занятиях учу детей создавать контур предметов путем обкалывания грифелем по контуру внутренний и внешний трафарет. Обучаю штриховке во внутреннем трафарете с использованием различной техники: слева-направо, сверху-вниз, по кругу: мяч, шар, яблоко, огурец, морковь и др.
На следующих занятиях усложняю задания – планирую рисование двухмерных предметов, состоящих из нескольких геометрических форм (с использованием шаблонов и трафаретов) : снеговик, грибок, неваляшка, дом и др.
Большая роль в подготовке к обучению элементам рисования отводится чтению рельефных изображений, восприятию рельефного рисунка с помощью осязания. На этих занятиях обучаю детей правильно соотносить обследуемый рельефный рисунок с натуральным предметом, выделять контур, узнавать форму, величину и взаимосвязи предметов в пространстве.
Учу детей распознавать простейшие сюжетные рисунки. Для этого использую книгу О. И. Егоровой «Приключения сказочного человечка» с иллюстрированными рельефными рисунками.
Обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, т. к. способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорный опыт, формирует новые способы познавательной деятельности.