Галина Оганесян
Развитие мелкой моторики у детей посредством лепки
▼ Скачать + Заказать документы
Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей посредством лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.
Методы и приемы обучения изобразительному искусству
В детском саду используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя.
Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Наглядные методы и приемы обучения
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесные методы и приемы обучения
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем, не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Игровые приемы обучения
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Методы и приемы, используемые в лепке :
• Скатывание
Итак! Процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик называется скатыванием. Всё просто: катай себе шарик между ладонями кругообразными движениями, главное – следить за правильностью формы, не слишком сдавливать материал и время от времени переворачивать заготовку.
• Раскатывание
Когда из кусочка пластичного материала получается яйцеобразная или цилиндрическая форма («колбаски» говоря по-простому, такой способ называется раскатыванием. Движение рук должны быть прямолинейны, а силой нажима регулируется удлинение жгутика. Для того чтоб раскатать идеально ровный жгут, потребуется некоторая сноровка.
• Сплющивание
Процесс сдавливания шарика из пластичного материала, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки, возможно, это будущий лепесток какого-то цветка. Таким же приёмом, только ещё и с помощью стеков, а не только пальцев, получают всевозможные углубления и изгибы в работе.
• Куб
Получается тоже из шарика. Нужно лишь слегка сдавить шарик с боков – получаются грани куба. Если сдавливать равномерно, куб получится очень ровным. По такому же принципу лепится параллелепипед.
• Прищипывание
Чтобы вылепить какие-то мелочи (детали лица, например) используют приём под названием прищипывание. Название говорит само за себя – детали будто «выщипываются» из цельного куска.
• Оттягивание
Похожий приём оттягивание разница только в том, что прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала.
• Заглаживание
Приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками. Этим же приёмом пользуются для достижения плавности переходов в местах соединения деталей.
Цели и задачи лепки
1. Знакомство детей с пластичными материалами: пластилином, глиной и тестом.
2. Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами.
3. Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
4. Развитие мелкой моторики.