МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи

Полина Дмитриева
Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Ежегодный анализ результатов обследования мелкой моторики у детей с нарушениями звукопроизношения позволил выявить характерные особенности: недоразвитие тонких координированных движений, низкую способность регуляции мышечных усилий, несформированность навыков контроля и коррекции амплитуды движений, слабую переключаемость, быструю утомляемость, низкую работоспособность. Диагностическое обследование дало основание для работы по улучшению качества речи детей через развитие моторики.

Публикация «Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия. С целью повышения эффективности работы по формированию правильного звукопроизношения предлагаю сочетать упражнения, традиционно используемые на каждом из этапов работы, с упражнениями на развитие мелкой моторики.

Работа по обобщению опыта позволила подобрать дидактические игры на развитие мелкой моторики и коррекции звукопроизношения.

Все игры я условно разделила на 5 групп:

1. Игры с элементами пальчиковой гимнастики:

самомассаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

кинезиологические упражнения

театр пальчиков и язычка

пальчиковый театр

2. Игры на основе конструктивной деятельности

конструирование из палочек

конструирование из геометрических фигур

конструирование из строительного материала

3. Игры на основе продуктивной деятельности

изобразительная деятельность

штриховка

лабиринты

4. Игры с использованием предметов

шнуровка

игры с мелкими предметами

пазлы, мозаика

5. Настольно-печатные игры

1. Самомассаж

Все чаще встречаются сочетанные нарушения речи, осложняющие процесс коррекции звукопроизношения, поэтому использую приемы логопедического самомассажа, целью которого является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в нормализация тонуса данных мышц.

Массаж пальцев с речевым сопровождением.

1. Массаж грецкими орехами.

2. Массаж шестигранными карандашами.

3. Самомассаж в сухом бассейне (из гречки, гороха, фасоли, риса)

4. Су-Джок терапия.

Упражнения пальчиковой гимнастики делятся на расслабляющие, динамические и статистические.

Пальчиковые игры – это инсценировка сказок при помощи пальцев. Имитационные движения, воспроизводящие смысловое содержание стихотворения, значительно облегчают его запоминание и воспроизведение. На некоторые стихи созданы мнемотаблицы.

На занятиях использую кинезиологические упражнения, которые развивают межполушарное взаимодействие.

Театр пальчиков и язычка. Одной из составляющих логопедического занятия, синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики рук. Упражнения объединены сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка (составлена картотека артикуляционных сказок). Использование театра ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка

Пальчиковый театр – это инсценировка историй с помощью кукол, одетых на пальчики. По ходу действия ребенок двигает пальцами, проговаривая текст.

2. Конструирование развивает конструктивный праксис, умение работать по образцу. Я в своей работе применяю конструирование из палочек, геометрических фигур (Танграм, Колумбово яйцо, строительного материала. Игры со строительным материалом использую во время работы над составлением схемы слова, предложения.

3. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации.

- Нарисовать предмет на автоматизируемый звук.

- Дорисовать круг (квадрат, прямоугольник) до предмета.

- Дорисовать предмет (по принципу симметрии)

- Раскрасить предметы на определённый звук, слог (раскраски)

Штриховка является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления мышц детской руки. Способствует подготовке руки к письму.

4. Игры с предметами.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;. Эти игры я использую при автоматизации и дифференциации звука, при согласовании числительного с существительным, при расширении словаря

Игры с мозаикой, пазлами развивают мелкую моторику, творческое воображение.

Юла. Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

Веселые прищепки. Бельевая прищепка способствует развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Педагог предлагает сделать лучики солнышку, колючки ежику, листочки дереву и т. д. Присоединение сопровождается произнесением речевого материала.

Игры с мячами.

Процесс автоматизации звуков малоподвижен, дети обычно сидят за столом. Чтобы сделать этот процесс более интересным я предлагаю детям играть, двигаясь по кабинету.

Игра «Кольцеброс»

Цель: автоматизация звуков в словах, слогах, развитие звукового и слогового анализа, общей моторики. Ребёнок называет слово. Если правильно говорит. получает кольцо и бросает в кольцеброс.

Игра «Прыжки»

Цель: автоматизация звуков в словах, слогах, развитие слогового анализа. Ребёнок называет слово и прыгает на мяче. Или прыгать столько раз, сколько в слове слогов.

5. Настольные логопедические игры решают задачи по формированию правильного речевого дыхания, развитию фонематического слуха, нормализации слоговой структуры слова, активизации коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики, расширение, уточнение и активизации словарного запаса.

Настольно-печатные игры разделены на несколько видов:

- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

- Лото. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения»

-Домино. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.

- Разрезанные картинки и складные кубики развивают внимание, глазомер.

- Игры типа «Лабиринт» развивают пространственную ориентацию.

- Игры-ходилки: Конфигурация игровой дорожки и содержание коррекционного материала определяется логопедом и может меняться в зависимости от задач логопедических занятий.

Участники поочередно бросают игральный кубик, четко называют расположенные на дорожке коррекционные картинки. Вместо коррекционных картинок можно использовать пиктограммы с образами гласных звуков или карточки с гласными буквами.

- Игры-искалки. Цель: найти спрятанную внутри игрового поля картинку с изображением нужного предмета. Участники игры передвигают фишки по полю, сопровождая свои движения чистоговоркой. Например, су-су-су я найду в лесу (лису).

Взаимодействие с родителями.

Для того, чтобы родители могли оказывать помощь ребенку, они должны иметь определённый уровень знаний и практических умений. Проведены консультации для педагогов и родителей, отражающие вопросы развития мелкой моторики ребенка в саду и в семье. В кабинете оформлены папки «Приёмы развития мелкой моторики», подготовлена выставка пособий для развития мелкой моторики, выпущены буклеты.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Все педагоги занимаются решением этой проблемы. Включение физминуток и пальчиковых игр в структуру каждого занятия - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий. При проведении физминуток они могут воспользоваться картотекой, составленной мною. Так же они могут воспользоваться рекомендациями, помещёнными в уголке логопеда.

Анализ проведённой работы

Таким образом, в результате систематической работы над развитием речи и мелкой моторикой пальцев рук, добиваюсь положительных продвижений в устной речи детей. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Все это создает благоприятную базу для более успешного усвоения программного материала на. занятиях.

Так же у детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас. В дальнейшем буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, будут формировать интерес к различным видам деятельности, а главное, развитию речи.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и звукопроизношения у

детей с ОНР

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 08:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики при коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Полина Дмитриева (УИ 2968998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД