Елена Лисейкина
Проект в средней группе «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный, груп-повой.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 2 мес.
Участники проекта: дети средней группы №5 «Пчелка»,
воспитатели Лисейкина Е. А., Гурова Л. Н., родители.
Тип проекта: информационный, творческий.
Публикация «Проект в средней группе „Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Проблема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Актуальность, практическая и социальная значимость проекта:
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Данный проект направлен на развитие речи посредством мелкой моторики рук дошкольников.
Цель проекта: формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики.
Задачи проекта:
Для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка младшего дошкольного возраста;
Для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Для педагогов:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
5. Познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
6. Развивать речь детей, расширять словарный запас.
7. Мониторинг результатов.
Ресурсное обеспечение:
тренажеры;
картотека;
игры: «Кто что ест», «Где чей хвост», «Накорми животных», «Ленты»
Продукты проекта:
Для педагогов:
Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук;
Оформление картотеки пальчиковых игр (гимнастики) для детей 4-5 лет;
Оформление консультаций для родителей по данной теме.
Этапы проекта.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Педагог:
Изучает дополнительную литературу по данной теме;
Информирует родителей о целях и задачах проекта, дает рекомендации родителям по участию в проекте;
Разрабатывает перспективный и тематический план по проекту
Беседует с детьми о роли пальчиков для развития речи;
Оформляет картотеку «Пальчиковые игры»;
Изготавливает пособия для развития мелкой моторики рук.
Дети:
Обсуждают важность пальчикового тренинга для развития речи;
Знакомятся с пальчиковыми играми и пособиями для развития мелкой моторики.
Родители:
Знакомятся с целями, задачами проекта, включаются в его реализацию.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ.
Педагог:
Диагностирует детей;
Консультирует, направляет родителей на участие в проекте;
Инструктирует детей в правильном использовании пособий;
Разучивает с детьми пальчиковые игры.
Дети:
Разучивают пальчиковые игры;
Используют изготовленные пособия в качестве игр.
Родители:
Помогают в изготовлении пособий для развития мелкой моторики.
3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.
Воспитатели:
Мониторинг результатов диагностики.
Конкурс чистоговорок и вечер поэзии по стихам Маршака, Барто, Чуковского.
Пути реализации проекта:
Познавательно-речевое развитие;
Чтение художественной литературы;
Игровая деятельность;
Художественно-творческая деятельность;
Взаимодействие с родителями
Системная паутинка по проекту «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Познавательно - речевое развитие
Игры –эксперименты с язычком, руками, пальчиками;
фонематические игры;
беседы о частях тела и их значении;
рассматривание картинок и беседы по ним;
работа по ЗКР и словарная работа.
Чтение художествен-ной литературы
Разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики;
загадывание загадок;
разучивание чистоговорок
Музыкальная деятельность
Прослушивание записей пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений;
слушание мелодий с разным ритмом, детских песенок, распевок.
Игровая деятельность
Пальчиковые игры;
дидактические игры: «Кто что есть»; «Накорми животных»; «Где чей хвост»;
тренажеры для девочек и мальчиков.
Художественно - творческая деятельность
Рисование пальчиком;
пластилинография; бумагопластика;
лепка из глины, теста, пластилина.
Формы взаимодействия с семьей
Изготовление пособий для развития мелкой моторики;
консультирование по теме;
подбор стихов и чистоговорок для заучивания дома;
совместный досуг «Говоруши»
Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности)
Беседа: «Роль пальчиков для развития речи ребенка»;
пальчиковые игры;
раскрашивание картинок;
дидактические игры;
игры с тренажером;
словарная работа.
Результат проектной деятельности:
1. Пополнение предметно-развивающей среды группы;
2. Развитие мелкой моторики детей среднего возраста;
3. Формирование речевых навыков у детей ;
4. Интеллектуальное развитие детей;
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
6. Уровень развития речевых умений у детей повысился: они четче проговаривают слова, используют в самостоятельной деятельности пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, замечают неточности в речи других детей и поправляют их.