Елена Аграфенина
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Феномен зависимости интеллекта ребенка от уровня развития его мелкой моторики исследовался великими педагогами с давних пор. Не прекращаются эти исследования и по сей день. Труды ведущих работников дошкольного образования доказывают, что движения пальцев рук благотворно воздействуют на гармоничность работы нервной системы, развитие умственных способностей скорость реакции ребёнка на внешние раздражители, его речевые умения.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
Все это позволяет считать процесс развития мелкой мускулатуры на руках одним из ведущих направлений современного дошкольного образования, без которого не представляется возможным гармоничное становление личности.
Современной педагогике известно огромное количество методов и приемов, способствующих развитию мелкой моторики. Наибольший интерес для меня, как для практика, является использование нестандартного оборудования.
Как показывает личный опыт, такие увлекательные игры дарят малышам невероятные положительные эмоции, и вместе с тем имеют весомый развивающий эффект. Уникальность этого приема заключается в доступности самих материалом. Итак, в своей работе я использую :
1. Природный материал. Дети увлеченно играют с сосновыми и еловыми шишками, грецкими и лесными орехами, веточками и камнями. Все это не только развивает мелкую моторику, но и совершенствует тактильную чувствительность, тренируют зрительно – моторную координацию. Кроме того, малыши учатся познавать природу, напитываются к ней любовью.
2. Бросовый материал. С заботой об окружающей среде мы активно даем использованным предметам вторую жизнь. Это могут быть пластиковые крышечки, винные пробки, шнурки и ленты, бабины от ниток и многое другое. Интересным решением для нас стало изготовление сухих пальчиковых бассейнов. Наполнением могут служить использованные крышки и пробки. Самой любимой игрой в сухом бассейне является поиск предметов. В это время отлично совершенствуется координация движений, тактильное и цветовое восприятие, имеется ярко выраженный массажный эффект. Интерес к играм с бросовым материалом повышается путем использования художественного слова.
3. Бытовые предметы. Каждому педагогу известны игры с прищепками. Такой бытовой предмет есть в каждом доме. Обилие цветовых решений также позволяет развивать сенсорные эталоны цвета. Но главная польза заключается в том, что, стараясь раскрыть прищепку, малыш прилагает усилие, которое укрепляет мышцы руки, делает движения более точными.
Нравится ребятам и играть с карандашами. Особенно актуально использование их во время рисования. С удовольствием «заводя моторчики», малыши настраивают свои пальчики на процесс рисования.
Подводя итоги, хочется отметить, что применение нестандартного оборудования в работе с детьми имеет лишь плюсы. В первую очередь в его пользу выступает доступность, ведь все вышеперечисленное не требует больших финансовых затрат. Во вторую, эмоции, которые получают дети при взаимодействии с природными объектами или крышечками, которые старательно собирали вместе с мамой для наполнения пальчикового бассейна, без сомнения заставляют детей вновь и вновь возвращаться к игре. В третью, результатом подобных игр становится постепенное укрепление руки, увеличение подвижности пальчиков, готовность к выполнению четких, последовательных действий, что так необходимо для овладения письмом.
Список информационных ресурсов:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.