Инна Жиганова
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды продуктивной деятельности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания,сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней погружается в мир теле- аудио-коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
Публикация «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды продуктивной деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные научные данные подтверждают, что в области коры головного мозга, "отвечающие" за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущих пальцев рук" тревожат" расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей. Поэтому свою деятельность необходимо выстроить творчески и интересно.
Практика показала,что 38% детей коррекционной группы на начало года имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, не разви тость кости руки, препятствует осуществлению тонких дифференцированных движений. Поэтому, мы решили углубить, расширить и систематизировать работу по развитию тонких движений рук.
В начале учебного года нами была проведена диагностика умений и навыков по продуктивным видам деятельности. В результате чего мы выявили, что у 38% низкий уровень сформированности умений и навыков, у 62% детей - ниже среднего и только у 2 % - средний уровень.
Поэтому целью нашей работы в этом направлении стало развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности для стимуляции уровня развития речи.
Для реализации цели мы определили следующие задачи:
-выявить индивидуальные особенности детей в развитии мелкой моторики;
-развивать сенсорную чувствительность детей;
-развивать общую ручную умелость и мелкую моторику рук;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
-корректировать психоэмоциональное состояние ребенка;
-развивать пространственное мышление и воображение;
- подготовить руку ребенка к письму.
Развивать у детей мелкую моторику мы решили через нетрадиционные виды деятельности : лепка из соленого теста,аппликация из крупы, из салфеток, из макарон, другие виды детского творчества, которые не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Сотрудничество с родителями:
- консультации;
- мастер- классы;
- совместную деятельность детей и родителей;
-выставки работ.
С детьми:
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;
- массаж пальчиков (используем мячики Су-Джок, массажные мячики, экспандеры);
-игры с предметами (игры с крупой, шнуровка,мозаика);
- раскраски, обводки;
- организационно- образовательная деятельность продуктивного цикла;
- нетрадиционные виды продуктивной деятельности.
На следующем этапе нашей работы мы составили перспективный план, в котором по темам недели разработали совместную деятельность воспитателя и детей в свободное время.
В процессе сотрудничества с родителями в рамках творческого проекта по театрализованной деятельности " В гостях у сказки" родители с детьми из соленого теста изготовили персонажи для сказки " Репка"
Нами был проведен мастер- класс " Что за чудо эти цифры". Цель: обучить родителей нетрадиционной технике аппликации из крупы и макарон. Такая совместная деятельность очень нравится детям и они с удовольствием занимаются.
Затем в домашних условиях дети совместно с родителями изготовили замечательных сказочных героев. Была оформлена выставка " Мой любимый сказочный герой русской народной сказки". Также с родителями был изготовлен пальчиковый театр, сказочные герои которого были сшиты из разных видов ткани.
Работа с нетрадиционными техниками в продуктивной деятельности вдохновила родителей на создание таких шедевров, как елочки из макарон, рыбка из гороха.
В совместной с детьми деятельности мы используем такой материал, как :
- крупа- прекрасный материал для поделок. Её легко можно покрасить и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки, все, что только можно наклеить, пригодится для работы. Крупы разные по своей природе и обладают не только разными размерами, формами, фактурами, но и интересными цветами. Например, кукурузная- желтая, гречка- коричневая. Такие крупы, как рис или манная крупа белые, поэтому их можно раскрашивать. Детям нравится играть с крупой. А развитию маленьких пальчиков очень хорошо помогает оригинальная техника изготовления поделок- посыпание.
- макароны- это не только вкусный гарнир, но и прекрасный материал для творчества. В магазинах сегодня представлен большой ассортимент макаронных изделий с разнообразием форм, размеров и даже цветов, что позволяет использовать их в творческом процессе. изготовление поделок активно влияет не только на мелкую моторику, но и развивает мышление, воображение, усидчивость, сообразительность, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе на развитие речи у детей. Готовые изделия отличаются особой красотой и необычностью.
-соленое тесто- также подходит для работы с детьми. Оно совершенно безопасно. Тесто позволяет делать простые и в тоже время красивые поделки. Для детей еще очень интересным может быть и сам процесс изготовления соленого теста, тем более, что его можно сделать разноцветным.
-бумажные салфетки- материал этот доступен, недорогой, приятный в использовании, подходит для работы с детьми и взрослыми. В своей работе мы используем две техники изготовления поделок: скручивание жгутиков и скатывание шариков. В этом процессе задействованы обе руки и многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для детей дошкольного возраста.
- пуговицы- воспринимаются в детстве как настоящие драгоценности и сокровища. А если предложить детям сделать поделки из пуговиц своими руками, то восторгу их не будет предела. Такие работы способствуют развитию осязательных навыков, что необходимо в любой трудовой деятельности для пробуждения творческой фантазии и воображения.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения этих работ, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук. Занимаясь с детьми творческой деятельностью, мы создаем обстановку эмоционального благополучия, наполняем досуг интересным содержанием, формируем чувство успешности и даем возможность каждому ребенку пережить радость творчества.
Результаты диагностики за первое полугодие показали, что детей с низким уровнем сформированности умений и навыков стало меньше - 31% :,ниже среднего -64%,а среднего -5%.
Таким образом, уже на данном этапе проделанной работы мы видим, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. и все это напрямую готовит дошкольника к обучению в школе.
Список литературы:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей/ А. Г. Арушанова/// - М; Мозаика- Синтез, 1999;
- Жукова О. Развиваем руки : просто, интересно, эффективно /О. Жукова//Дошкольное воспитание. -2006-№11 - с14-16;
-Плутаева Е Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет/Е. Плутаева, П. Лосев// Дошкольное воспитание -2005№3 с 28-35;
-Коротких О. В. Нетрадиционные техники с бумагой/О В Коротких// Воспитатель-20123-№5 с 80-85;
-Цвынтарный В В Играем пальчиками и развиваем речь / В В Цвынтарный// Н. Новгород: Издательство " Флокс", 1995.