Ольга Тюхина
Развитие механизмов диагностики и сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей
▼ Скачать + Заказать документы
12.05.2019
На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
Публикация «Развитие механизмов диагностики и сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей» размещена в разделах
В нашем детском саду ведется поддержка детей с ОВЗ, путем функционирования системы Психолого – педагогическое соправождения.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение осуществляется следующими специалистами: воспитатели, логопеды, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :
• оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающих программах;
• создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
• своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
• повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
• изучение индивидуальных особенностей детей
Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.
Выделяют несколько этапов психолого-педагогического сопровождения :
1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.
При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.
2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития. На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.
3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы : развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.
Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения : составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные особенности ребенка т. е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;
- возраст ребенка;
- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;
- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т. д. ;
В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.
Остановимся подробнее на особенностях физического воспитания детей с ОВЗ.
На базе детского сада функционирует две логопедические группы, где соправождаются дети с ТНР.
По данным ряда исследований, у детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости, отмечается, что дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость. При этом, исследователи, более низкий уровень в развитии основных физических качеств, связывают с тем, что таким детям свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.
Исследования показали, что дошкольники с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся детей в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У дошкольников с речевыми нарушениями отметили несовершенство дыхательного аппарата, характеризуя слабым вдохом и неэкономичным, слабым, неравномерным распределением выдыхаемого воздуха.
Развитие правильного речевого дыхания обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Необходимо учитывать все эти проблемы при организации работы по физическому воспитанию детей с ТНР.
Поэтому для работы с детьми с ТНР мной разрабатывается отдельная программа компенсирующей направленности. В которую включены специальные игры и упражнения для коррекции дыхания, развития физических качеств и двигательных навыков у данной категории детей. Основным принципом при разработке программы является учет индивидуальных особенностей личности и здоровья ребенка, учет его индивидуальных качеств и развитие его творческих способностей. Особое внимание при организации занятий уделяю речевому развитию детей (проговаривание стихотворений, считалок, загадок и другой речевой материал, а также дыхательным упражнениям. Время занятия в логопедической группе составляет 20 минут в старшей группе и 25 в подготовительной. Два занятия проходят в спортивном зале и одно на свежем воздухе. При проведении праздников, развлечений и досугов привлекаю детей к разучиванию стихотворений, частушек, загадок, предлагаю играть роль сказочных персонажей, дети обычно участвуют с удовольствием. Это позволяет преодолеть барьер застенчивости, зажатости присущий данной категории воспитанников. В течение года с родителями воспитанников веду консультативную работу. В грядущем учебном году планирую использовать на занятиях логопедическую ритмику, которая будет включать:
тренировку двигательных умений с полным усвоением каждого движения и плавным переходом на движение с речью;
специальные упражнения с разнообразной сменой темпа и ритма;
упражнения на четкое и точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе “движение - речь”;
специальные игровые упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
упражнения, формирующие правильный артикуляционный уклад для произнесения конкретного звука;
музыкально-дидактические игры
Помимо реализации коррекционной программы, в начале учебного года в результате педагогической диагностики детей прошедших комиссию ПМПК и зачисленных в логопедическую группу, выявляю конкретные проблемы ребенка в области физического развития, затем на первичном психолого – педагогическом консилиуме зачитываю представление на каждого ребенка. В результате обсуждения проблем развития ребенка с другими участниками консилиума, на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный маршрут, который реализуется в течение учебного года с периодической повторной диагностикой и обсуждением процесса сопровождения и помощи ребенку. В течении учебного года на базе нашего детского сада проходит четыре таких консилиума. На последнем обсуждается результат сопровождения и результативность используемых методов.
Таким образом, анализ обсуждаемой сегодня проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание отдельной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.
Список литературы:
1. Бондаренко И. М., Ковешникова А. М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
2. Афонькина Ю. А, Усанова И. И, Филатова О. В. Технология комплексного
психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.
3) Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание. – М. : Наукова думка, 2000.
4) Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогических воздействий для детей с ОНР в подготовительной к школе группе/ Г. Р. Шашкина // Дефектология. - 1997г. - №6. - С. 54.
5) Безенцова, Н. Н. Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях/ Н. Н. Безенцова // Воспитание о обучение детей с нарушениями развития. - 2005г. - №4. - С. 33.