Оксана Осипова
Опыт работы «Организация работы по формированию физических качеств у детей с учетом индивидуальных особенностей»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2017-2018 учебный год, с целью организации работы по формированию физических качеств у детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей, мною были определены следующие задачи:
- сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки здоровьесбережения;
- развивать у детей старшего дошкольного возраста физические качества;
Публикация «Опыт работы „Организация работы по формированию физических качеств у детей с учетом индивидуальных особенностей“» размещена в разделах
Работу начала с изучения литературы по данной проблеме (Л. И. Пензулаева, Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, составила план работы с детьми и родителями воспитанников, подготовила развивающую предметно-пространственную среду.
Для реализации поставленных задач использую самые разнообразные формы и методы работы : утренняя гимнастика, НОД, закаливание и т. д.)
Ежедневно, во время утренней гимнастики провожу с детьми массаж стоп (ходьба по ребристым доскам, дорожкам, самомассаж мячиками и руками. Обязательно включаю несколько дыхательных упражнений и гимнастику для глаз. Эти методы оздоровления по мере необходимости рекомендую воспитателям для проведения минуток здоровья и гимнастики после сна. В холодное время года с детьми проводим точечный массаж - это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно предотвратить развитие многих заболеваний и укрепить иммунитет.
В осенне-весенний период при проведении гимнастики на свежем воздухе включаю бег на выносливость, что благотворно влияет на все системы организма. Бег позволяет снять накопившиеся отрицательные эмоции и израсходовать избыток адреналина, вследствие чего повышается устойчивость к психологическим нагрузкам, возрастает умственная работоспособность, развиваются творческие и физические способности ребенка.
При организации образовательной деятельности с детьми использую дифференцированный подход. Перед началом выполнения упражнений разделяю детей на две подгруппы. При этом принимаю во внимание их состояние здоровья и уровень физической подготовленности, двигательной активности.
Дети первой подгруппы, как правило, быстрее усваивают задания. Таким детям свойственна решительность, самостоятельность и активность. Достаточно объяснения, одного-двух показов воспитателя, и выполнения упражнений могут послужить образцом для второй подгруппы детей. Вместе с тем, дети быстро выполняют упражнения и от этого страдает качество выполнения заданий. Им можно увеличить нагрузку, темп.
Детям второй подгруппы требуется большее количество повторений в основных движениях. Для них физическая нагрузка должна быть дозирована с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья.
Индивидуальный подход осуществляю для активации и повышения эмоционального тонуса дошкольников. А именно, объединяю детей разных подгрупп в команды, где рядом с неуверенными детьми действуют инициативные. Застенчивые дети назначаются на роль ведущего в подвижных играх.
Использую в своей работе разнообразные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные:
- предметно-образные, с целью объединения разнообразных движений на одном снаряде или с целью развития интереса к данному снаряду;
- сюжетно-игровые (занятия, построенные на сказочной или реальной основе, такие занятия сочетают в себе задачи и по спортивному ориентированию, и по развитию речи, где учу детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации;
- занятия на спортивных комплексах (рукоход, лестница, турник) развивают у детей моторную память, ловкость и самостоятельность в выполнении движений;
- занятия в форме соревнований;
- контрольные занятия (диагностика, с целью выявления уровня физической подготовленности, состояния здоровья каждого ребенка для осуществления индивидуального подхода.
С целью распространения педагогического опыта была проведена консультация для педагогов ДОО «Организация спортивных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке», открытый показ НОД по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие».
Для развития двигательной и физической активности детей в группе созданы условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Есть необходимое оборудование для физического развития детей :
- атрибуты для организации подвижных игр (кегли, мячи, обручи, скакалки);
- массажные коврики для профилактики плоскостопия (из пластиковой веревки, пуговиц, пластиковых крышечек);
- кольцеброс для развития глазомера и меткости;
- скакалки, канаты для упражнений на равновесие и координацию движений;
- флажки, ленты;
- альбомы и папки о достижениях российских спортсменов в различных видах спорта, которые дети рассматривают с большим интересом.
Результатами моей работы является :
- у детей развиты навыки личной гигиены;
- дошкольники имеют элементарные представления о полезности и целесообразности физической активности, развит интерес к занятиям, спортивным играм;
На достаточном уровне ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей группы. Этому свидетельствует посещаемость группы свыше 80%.
Постоянно взаимодействую с родителями воспитанников. Привлекаю родителей к активному участию в подготовке и проведению спортивных праздников, развлечений, соревнований. Большую помощь оказывает анкета для родителей, которую я проводила в начале учебного года. Анкетирование помогает больше узнать о ребенке, о его физическом развитии в семье и наметить эффективные формы работы. Вместе с родителями на родительских собраниях проводили дискуссии на тему: «Режим и личная гигиена детей», «Здоровье без лекарств». Полученные от меня консультации родители применяли по отношению к своим детям, успешно, результативно.
В процессе работы над годовой задачей были определены перспективы на будущее:
- формировать подгруппы детей на основе состояния их здоровья, темпов физического развития, функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями;
- стремится побудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре;
- корректировать движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается, мягко, используя поощрения;
- развивать у детей навыки личной гигиены;
- развивать у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности;
- поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;
- привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.