Лучший педагог года

Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников

Константинова Ирина
Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Возможности инклюзивного образования. Организация музыкальных праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников»

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые возможности.

Слайд №2

Публикация «Возможности инклюзивного образования, Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников» размещена в разделах

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья, физические лица, имеющее недостатки в физическом, или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. ст. 2. п. 27

• (Ст. 2. п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)

Идея инклюзивного образования в России находит все более широкий отклик в педагогическом сообществе в последнее время. Реализуются проекты по созданию инклюзивных групп детей дошкольного возраста. Инклюзивная практика уже оказывает эффективное влияние не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активное участие в детском коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, особенно актуально внедрение форм инклюзивного образования в педагогический процесс ДОУ. На сегодняшний день в учреждении 1 ребенок имеет статус инвалида, в связи с физическим недостатком, дефицинтарное развитие, общее недоразвитие речи 1-2 уровня, 3 ребенка с ЗРР по заключению ПМПК с ограниченными возможностями здоровья. За пятилетний период работы, воспитатели и специалисты учреждения систематизировали методы и приемы работы с этими детьми, которые активно применяют в своей работе.

Выпускница детского сада, Ульяна, проходит школьное обучение в форме обучения на дому. Девочка 5 лет посещала ДОУ. Диагноз – выраженная задержка психоречевого развития, синдром эмоциональной неустойчивости.

Василиса 2 года посещала детский сад. Диагноз - детский церебральный паралич.

Поэтому, главная задача всего коллектива – создать такую атмосферу, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

Слайд №3

В ДОУ созданы определенные условия для реализации инклюзивного подхода :

- хорошо подготовленная предметно-пространственная среда;

-игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;

-дети дошкольного возраста проявляют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии;

-большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте;

-имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей, что можно представить следующей схемой.

Свою роль в этом процессе вижу в разработке и внедрении в практику инклюзивных форм обучения и развития дошкольников средствами музыкального искусства. При этом стараюсь, чтобы мое педагогическое воздействие было обдуманным и тактичным, так как излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у других детей - снисходительное отношение.

Постепенно внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками, осуществляю индивидуальный подход при подаче материала, поддерживаю самостоятельную активность ребёнка, что позволяет достигать высокой эффективности не только в развитии музыкальных способностей, но и улучшать психоэмоциональное состояние детей.

Моя рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва, «Мозаика-Синтез», 2015г. и программы музыкального воспитания дошкольников «Ладушки» (автор И. Каплунова, И. Новоскольцева, где приоритетной задачей является обеспечение эмоционально - психологического благополучия, охрана жизни и здоровья детей. Вовлекать детей с ОВЗ в мир музыки, развивать их музыкальные способности, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Слайд №4

Чтобы вовлечь особого дошкольника в групповую работу на музыкальном занятии, использую три подхода, которые помогают решить задачи психоэмоционального и психофизического развития детей с ОВЗ.

- Терапевтический подход - вовлечение ребенка в групповую работу, используя рецептивные приемы, основанные на слушании и восприятии музыки и активные приемы, основанные на свободном контакте с окружающей музыкальной средой (ребенок самостоятельно выбирает инструменты, пробует различные способы звукоизвлечения)

-Образовательный подход - каждый ребенок способен овладеть основными ключевыми компетенциями:

ценностно-смысловые компетенции формируются в процессе взаимодействия с народным творчеством, шедеврами классического репертуара.

общекультурные компетенции. Ребенок встречается с музыкой не только на занятиях, но и дома, в учреждениях культуры. Поэтому мы часто привлекаем к участию в праздниках детские художественные коллективы города, учащихся музыкальной школы, актеров драматического театра для расширения кругозора и формирования художественных ценностей и основ музыкальной культуры у детей.

познавательные компетенции формируются в процессе активного участия ребенка в различных видах музыкальной деятельности. Включаю ребенка с индивидуальными возможностями в работу над различными проектами наравне с остальными детьми.

информационные компетенции подталкивают ребенка к продуктивному взаимодействию (игра в оркестре, хоровое пение, музыкальные игры, помогают «вылезти из кокона»

социальные компетенции. Проявляю оптимизм, терпение и настойчивость, специальные приемы, чтобы сделать поведение ребенка на занятиях и праздниках социально приемлемым.

компетенции личностного роста. Формируются по мере овладения другими компетенциями. Даже небольшой успех, похвала чрезвычайно значим для ребенка, и для его родителей. Увидеть, поддержать – задача педагога. При этом обязательно правило, что все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут.

-Коррекционный подход - рассматривает музыку как средство коррекции сторон психофизического развития детей с ОВЗ. Наибольшее влияние музыка оказывает на коррекцию высших психических функций, речь, моторику.

Слайд №5

Наиболее эффективной формой работы с детьми с ОВЗ в области музыкального воспитания считаю праздники. Праздник в детском саду носит характер семейного торжества, это единое сообщество взрослых и детей. Конечно, праздник - это радость общения, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Но это не просто развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей. Это возможность для каждого ребенка продемонстрировать свои достижения и успехи. Стремление детей участвовать в празднике помогает им преодолеть многие сложности в усвоении программного материала, в приобретении умений, навыков и творческих проявлений.

Основой праздника является музыкальная деятельность. Дети разного уровня развития вместе участвуют в танцах и инсценировках, исполняют песни, играют в игры, общаются свободно и непринужденно, чувствуют себя свободными и равными в большой семье. Роль музыкального руководителя - заметить и раскрыть потенциальные возможности детей, обеспечить посильное активное участие каждого ребенка, скоординировать действия педагогов в период подготовки.

Слайд №6

Итак, с чего начать? Прежде всего, целесообразно составить единый план подготовки к празднику.

1. Изучение индивидуальных особенностей и способностей детей.

2. Отбор и разучивание музыкального репертуара в непосредственно образовательной деятельности.

3. Работа над сценарием.

4. Привлечение воспитателей и специалистов (логопеда, психолога, физинструктора) к подготовке детей.

5. Организационная работа (пригласить гостей, распределить роли взрослым участникам, продумать костюмы, атрибуты).

6. Предварительное знакомство детей с праздником.

7. Оформление зала, техническое обеспечение, обеспечение взаимодействия взрослых во время проведения праздника.

8. Проведение праздника, подведение итогов.

Последовательное осуществление всех этапов подготовки позволяет создать у детей положительную мотивацию, что способствует достижению хороших результатов.

Так, например, Ульяна приходила на занятия, держась за мою руку, отказывалась принимать участие в музыкальной деятельности, боялась пространства, отказывалась от общения с детьми и взрослыми. В течение некоторого времени произошли изменения, которые выразились в желании активно взаимодействовать с детьми. Ульяна приобрела уверенность в своих творческих силах, приняла необходимость коммуникации, стала более активной участницей всех мероприятий ДОУ.

В детском саду у каждого ребенка есть индивидуальная карта развития, в которой отражены данные первичного обследования при поступлении ребенка, результаты мониторинга. Карта заполняется периодически всеми специалистами. Это помогает мне определить степень и «амплуа», в котором дети могут проявить себя как участники праздника, а также объем и направления совместной деятельности с другими специалистами по подготовке детей. Параллельно во время групповых и индивидуальных музыкальных занятий наблюдаю за детьми, объединяю детей в подгруппы для исполнения песен, танцев, участия в детском шумовом оркестре, театрализованных постановках.

Музыкальный репертуар подбираю с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, художественной и смысловой привлекательности, соответствию сезону и теме праздника. Если в повседневной работе использую живое звучание музыки, фортепианный аккомпанемент, то во время праздника дети поют под фонограмму, которую подбираю тщательно и осторожно. Считаю это приемлемым в праздничной обстановке.

Методическая разработка сценария готовится не менее чем за месяц до праздничной даты, так как подготовительный процесс занимает определенное время, когда дети проходят этап закрепления репертуара, формируется уверенность, артистичность, преодолевается стеснительность и пассивность. В процессе подготовки используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и дикцию детей, расширять активный словарь, развивать крупную моторику, эмоции, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать навыкам общения. Создается психологический настрой на преодоление возможных трудностей. Речевой материал подбирается согласно программным требованиям по развитию речи, ориентируясь на активный словарь детей, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. В структуру праздника включаю различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть.

Слайд №7

И в заключении хотела бы сказать: главная задача педагога-помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья понять, что он не одинок, что может эффективно взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми, развиваться и добиваться новых достижений.

Публикации по теме:

Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» Слайд 1 Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования.

Формирование толерантности дошкольников в условиях интеграции инклюзивного образования Проблема толерантности была актуальна всегда, но в связи с появлением в российском образовании новой формы обучения — инклюзивное образование.

Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду» Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду» Музыкальный руководитель Курдюмова.

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Автор: Сашина Юлия Владимировна,.

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей Разработка тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей. 1. Цель: сохранить умственную активность и работоспособность детей.

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 5 лет Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста». Участники: средняя группа, воспитатель. Возраст.

Опыт работы «Организация работы по формированию физических качеств у детей с учетом индивидуальных особенностей» В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2017-2018 учебный год, с целью организации работы по формированию физических качеств.

Советы родителям «Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС» Рекомендации для родителе по подготовке детей к школьному обучению: 1. Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить,.

Презентация опыта работы «Возможности мультимедийных технологий в процессе повышения качества образования дошкольников» Уважаемые коллеги! Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного.

Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2019 в 21:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Константинова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД