Литвинова Олеся Эдуардовна
Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ и ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ
. Литвинова Олеся Эдуардовна
Воспитатель
• МБДОУ "Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю. И. Латышева" при ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова"ДОУ «Уникум»
Публикация «Развитие математических способностей и представлений старших дошкольников в дидактических играх» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена значимость обеспечения условий для наиболее качественного и эффективного познавательного и интеллектуального развития детей [5]. При этом особое внимание обращается на развитие элементарных математических представлений. Это обусловлено тем, что освоение математических представлений позволяет развивать детский интеллект, умственные способности, а также совершенствовать общий кругозор, и формировать первоосновы для дальнейшего обучения математике в начальной школе.
В соответствии с современными положениями психолого-педагогической науки развитие элементарных математических представлений старших дошкольников является достаточно сложным и многоаспектным процессов, который осуществляется в рамках математического образования в дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в его рамках происходит целенаправленное и последовательное развитие системных представлений о таких математических понятиях, как число, величина, геометрические фигуры, а также пространство и время, овладение детьми математическими операциями.
Согласно Л. В. Ворониной и Е. А. Утюмовой развитие математических представлений старших дошкольников представляет собой специально организованный и целенаправленный процесс, направленный на передачу и усвоение знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями [2, с. 6]. При этом в качестве главной цели выступает не только подготовка к успешному овладению математикой на начальной ступени школьного обучения, но и всестороннее развитие детской личности, познавательно-интеллектуальной деятельности в целом.
Успешность и результативность развития математических представлений старших дошкольников зависит от грамотного и рационального применения средств педагогического воздействия. В работах З. М. Богуславской [1], Т. И. Ерофеевой [3], З. А. Михайловой [4] и др. отмечено, что одним из таких средств является дидактическая игра. Согласно ученым, использование дидактических игр в процессе математического развития старших дошкольников позволяет развивать достаточно осознанные и прочные умения и навыки в области счетной деятельности, овладевать сложными математическими понятиями. Кроме того, данные игры развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности и использованию математических представлений, психические процессы и волевые качества.
Сочетание обучающей и игровой задачи делает освоение и совершенствование математических представлений старшими дошкольниками более увлекательным процессом. В дидактической игре становится возможным каждому ребенку применить не только знания и умения, но и общую сообразительность, смекалку.
Учитывая положения научной и методической литературы, мы активно и регулярно используем в работе со старшими дошкольниками дидактические игры, направленные на развитие математических представлений. Для удобства их применения при решении конкретных образовательных и развивающих задач, данные игры мы подразделяем на следующие группы:
1 группа – дидактические игры по развитию количественных представлений и счета : «Назови и сосчитай», «Хватит ли?», «На птицефабрике», «Посчитай птичек», «Живые части»;
2 группа – дидактические игры по развитию представлений о величине и измерении: «Палочки в ряд», «Сложи дощечки», «Новогодние елочки», «Сломанная лестница»;
3 группа – дидактические игры по развитию представлений о геометрических фигурах и формах, о способах их преобразования : «Подбери фигуру», «Назови свой автобус», «Собери фигуру», «Кто быстрее найдет»;
4 группа – дидактические игры по развитию представлений о пространственно-временных отношениях: «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра», «Встань на место», «Части суток», «День и ночь», «Кто правильно пойдет, игрушку найдет», «Назови скорее».
Каждая дидактическая игра вводится нами в работу со старшими дошкольниками поэтапно :
ознакомление детей с основным содержанием и целью, а также игровым материалом;
объяснение игровых ходов и правил игры. При этом внимание детей привлекается к точному исполнению правил, что позволяет быстро достигнуть цели;
показ игровых действий, в процессе которого детям объясняют особенности их правильного выполнения;
подведение итогов игры, когда отмечается активность детей, правильность точность выполнения действий и правил, достигнутый результат.
Дидактические игры по развитию математических представлений включаются нами в непосредственную образовательную деятельность (занятия по математике, проводятся во время прогулок, в вечерние отрезки времени и пр. Это позволяет формировать, совершенствовать и закреплять математические представления и умения, развивать и поддерживать интерес к познавательно-интеллектуальной деятельности.
Наблюдения за старшими дошкольниками во время проведения дидактических игр показывает, что они интересны им, способствуют активизации их познавательных интересов и интеллектуальной активности. Игровое содержание во многом определяет стремление детей к достижению поставленной цели, к правильности выполнения математических действий. В качестве примера приведем игру «Назови и сосчитай». В ней старшие дошкольники считают звуки, которые либо отхлопываются, либо отстукиваются. Условиями игры определяется основная задача : прослушать, назвать звук (хлопок, стук и пр.) и назвать их количество. Эта игра всегда вызывает особый интерес, так как старшие дошкольники часто при подсчете используют реальные предметы (счетные палочки, кубики, игрушки и пр.). Необычность игрового материала всегда повышает внимательность детей. Следует отметить, что в этой игре мы совершенствует не только счетные навыки, но и демонстрируем детям значение счета в повседневной жизни при взаимодействии с миром звуков.
В качестве еще одно яркого примера можно привести дидактическую игру «Расскажи про свой узор». В ней необходимо было правильно и быстро описать представленный на карточке узор, назвав не только геометрические формы, но и их расположение на листе. Вначале многие дети совершают ошибки и мелено выполняют игровое задание. Но регулярное включение этой игры в занятия и свободную деятельность повышают качество действий и применение математических представлений. Благодаря этой игре старшие дошкольники осваивают основные названия не только самих фигур, но и их расположения: вверху, внизу, в центре; направлений: слева и справа.
Подводя итог, следует отметить, что дидактические игры позволяют старшим дошкольникам совершенствовать и углублять математические представления, осваивать их использование при решении различных ситуаций. Все это в целом повышает качество математического развития в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2004. – 244 с.
2. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников : учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с.
3. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2005. – 112 с.
4. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Столяр А. А. и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 166 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html