Евгения Тузова
Развитие математических представлений в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Ракова Е. С. воспитатель
Каждый человек,только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира:он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. д. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание, основная задача которого-помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Публикация «Развитие математических представлений в онтогенезе» размещена в разделах
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов:пищевых, защитных и ориентировочных. Но так как без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности, только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.
Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется такими сферами :моторика, восприятие, эмоции, речь, тонкие ручные движения.
В первые три месяца жизни ведущими являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции.
Дети уже первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разного цвета, величины и формы. Дети в три месяца различают такие объемные фигуры, прямоугольник и треугольная призма, куб, шар, цилиндр, и такие плоские формы, как квадрат, круг.
С шести до девяти месяцев отмечаются активные зрительные поиски предметов.
К концу первого года жизни можно наблюдать дифференциацию восприятия: восприятия ситуации и пространственных отношений и восприятия предмета как структурного единства.
Многочисленные исследования, посвященные возникновению и развитию константности восприятия у детей, убеждают, что она формируется лишь в конце первого года по мере накопления опыта и складывается в процессе предметных действий (Л. А. Венгер, А. М. Леушина). Опыт различения размеров долгое время носит локальный характер. Усвоенный признак размеров закрепляется у ребенка за конкретным предметом как абсолютный, а не относительный. Константность восприятия предметов, многократно встречающихся в опыте, постепенно становится сравнительно устойчивой.
Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается его сенсорное развитие. Под руководством взрослого ребенок лучше воспринимает окружающее:различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают по образцу, из таких резко отличающихся пар как:квадрат и полукруг,например.
К трем годам жизни у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включаюший определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений. Дети этого возраста уже различают величину многих знакомых предметов. К трем годам дети усваивают некоторые названия форм, но еще не знают многообразных свойств геометрических фигур:квадрата, круга. Из жизненного опыта к трем-четырем годам у детей формируются некоторые представления о временах года.
Ребенок четвертого-пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. В этом возрасте ребенок может называть качества предметов, их признаки, отношения. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим., благодаря чему происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Начиная с четырех лет, у детей наблюдаются значительные изменения в восприятии пространства по его главным признакам-форме, величине, расположению в пространстве.
Дети пятого года жизни уже имеют представления о предметах и явлениях природы. Они знают названия сезонов, могут выделить отдельные характеризующие его признаки.
Ребенок шестого и седьмого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование,общение со взрослыми и сверстниками,но, постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Дети седьмого года жизни обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы. Знания о геометрических фигурах в подготовительной к школе группе не столько расширяются, сколько систематизируются. Здесь дети знакомятся с пониманием многоугольника, являющимся обобщением понятий треугольника, квадрата, прямоугольника.
Ребенок шести-семи лет хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений.
Таким образом, развитие математических представлений начинается у детей с первых дней жизни и продолжается на протяжении всего периода дошкольного и школьного обучения. Осуществляется это развитие в процессе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности, и, конечно, зависит от особенностей умственного и психического развития каждого ребенка.