Получи документы

Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Анна Чертова
Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. [4]

Публикация «Консультация „Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Актуальность развития математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количества, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. [5]

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удаётся.

«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская. [3]

В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»[3]

Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников способ познания окружающего мира[2].

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.

Наша работа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ведётся через различные дидактические игры. Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Дидактическая игра с её обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов. Эдуард Сеген (1812-1880, Декроли (1871-1932, Мария Монтессори (1870-1952, Блехер Ф. Н. (1945, Сорокина А. И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Дидактическую игру педагоги считали самым точным показателем проявлением детских способностей, возможностей. [3] Содержание дидактических игр расширяется и обогащается постепенно, от младшего к старшему дошкольному возрасту. Поэтому для более эффективного формирования математических представлений важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов стал ступенькой для следующего этапа:

1) В младшем дошкольном возрасте воспитываем у детей интерес к дидактической игре, развиваем у детей полноценного восприятия окружающей среды,знакомим детей со свойствами предметов (цвет, форма,величина,формируем у детей элементарные представления о количественных отношений.

2) В среднем дошкольном возрасте детей знакомим с новыми дидактическими играми, правила которых усложняются и повышаются требования к выполнению и решению задач игры.

3) В старшем дошкольном возрасте дети учатся уже самостоятельно организовать игры, в ходе игр у детей формируются устойчивое внимание, наблюдательность. Дети осваивают логические связи отношения между предметами и явлениями. Это теснейшим образом связано с содержанием тех знаний и умений, которые формируются у детей на протяжении всего дошкольного возраста. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность выполнить игровые действия, добиться результата. Активное участие, тем более выигрыш в игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями, и умениями которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Благодаря использованию дидактических игр в форме обучения детей повышает настроению детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное помогает развитию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста. [2]

Для развития элементарных математических представлений в нашей группе создан «Уголок занимательной математики», который оснащён дидактическими и развивающими играми. Игры разделены на разделы :

1) В разделе «Игры с цифрами и числами» мы используем такие игры, как: «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей». Цель этих игр является сравнивать рядом стоящие цифры, называть числа в прямом и обратном порядке.

2) В разделе «Игры путешествие во времени» мы используем такие игры «Когда это бывает?», «Время суток», «Дни недели». Цель этих игр способствовать у детей закреплению представлений о сутках, о недели, о последовательности дней недели, способствовать у детей развитию внимания.

3) В разделе «Игры на ориентировку в пространстве» мы используем такие игры, как «Найди игрушку», «Расскажи про узор», «Кто выше?», «Сделай так, как я скажу» цель этих игр уточнять и закреплять понятия (вверху внизу, выше - ниже, слева – справа, внизу – вверху, вперёд – назад.)

4) В разделе «Игры с геометрическими фигурами» мы используем такие игры, как «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Что изменилось?». Цель этих игр способствовать у детей развитию и закреплению представлений о геометрических формах и фигурах.

5) В разделе «Игры на логическое мышление» мы используем такие игры, как «Куда ёжику поставить фигуры?», «Чем отличаются эти рисунки?», «Помоги художнику исправить ошибку». Цель этих игр формировать у детей умение рассуждать, высказывать свои умозаключения.

Дети могут самостоятельно выбирать понравившуюся интересующую их игру, играть индивидуально или совместно с другими детьми.

Таким образом, выбранные нами дидактические игры по развитию математических представлений у детей повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти и мышление у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремиться надо к тому, чтобы радость от игр переходила в радость учения.

Литература :

1. Коротовских Л. Н. Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.- 224 с.

2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство-Пресс», 2001.- 94 с.

3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике -М. : Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.

4. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980. -128 с.

5. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. -М. : Издательский центр «Академия», 2000 .- 272 с.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево Консультация на тему: «Сенсорное воспитание детей ясельного возраста.

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников Рекомендуемые дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Одним из средств, эффективно.

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений У дошкольного учреждения основным из направлений его работы является подготовка детей к школе. В образовательной программе «Детство» развитие.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений)Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений) Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений). По теме: Путешествие.

Развитие логического мышления детей через дидактические игрыРазвитие логического мышления детей через дидактические игры Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему.

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые.

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения. Каждый человек, родившись, получает.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Актуальность: дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности и самостоятельности (мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 12:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Чертова (УИ 373144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД