Анна Чертова
Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. [4]
Публикация «Консультация „Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Актуальность развития математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количества, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. [5]
Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удаётся.
«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская. [3]
В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»[3]
Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников способ познания окружающего мира[2].
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.
Наша работа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ведётся через различные дидактические игры. Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Дидактическая игра с её обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов. Эдуард Сеген (1812-1880, Декроли (1871-1932, Мария Монтессори (1870-1952, Блехер Ф. Н. (1945, Сорокина А. И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Дидактическую игру педагоги считали самым точным показателем проявлением детских способностей, возможностей. [3] Содержание дидактических игр расширяется и обогащается постепенно, от младшего к старшему дошкольному возрасту. Поэтому для более эффективного формирования математических представлений важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов стал ступенькой для следующего этапа:
1) В младшем дошкольном возрасте воспитываем у детей интерес к дидактической игре, развиваем у детей полноценного восприятия окружающей среды,знакомим детей со свойствами предметов (цвет, форма,величина,формируем у детей элементарные представления о количественных отношений.
2) В среднем дошкольном возрасте детей знакомим с новыми дидактическими играми, правила которых усложняются и повышаются требования к выполнению и решению задач игры.
3) В старшем дошкольном возрасте дети учатся уже самостоятельно организовать игры, в ходе игр у детей формируются устойчивое внимание, наблюдательность. Дети осваивают логические связи отношения между предметами и явлениями. Это теснейшим образом связано с содержанием тех знаний и умений, которые формируются у детей на протяжении всего дошкольного возраста. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность выполнить игровые действия, добиться результата. Активное участие, тем более выигрыш в игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями, и умениями которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Благодаря использованию дидактических игр в форме обучения детей повышает настроению детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное помогает развитию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста. [2]
Для развития элементарных математических представлений в нашей группе создан «Уголок занимательной математики», который оснащён дидактическими и развивающими играми. Игры разделены на разделы :
1) В разделе «Игры с цифрами и числами» мы используем такие игры, как: «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей». Цель этих игр является сравнивать рядом стоящие цифры, называть числа в прямом и обратном порядке.
2) В разделе «Игры путешествие во времени» мы используем такие игры «Когда это бывает?», «Время суток», «Дни недели». Цель этих игр способствовать у детей закреплению представлений о сутках, о недели, о последовательности дней недели, способствовать у детей развитию внимания.
3) В разделе «Игры на ориентировку в пространстве» мы используем такие игры, как «Найди игрушку», «Расскажи про узор», «Кто выше?», «Сделай так, как я скажу» цель этих игр уточнять и закреплять понятия (вверху внизу, выше - ниже, слева – справа, внизу – вверху, вперёд – назад.)
4) В разделе «Игры с геометрическими фигурами» мы используем такие игры, как «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Что изменилось?». Цель этих игр способствовать у детей развитию и закреплению представлений о геометрических формах и фигурах.
5) В разделе «Игры на логическое мышление» мы используем такие игры, как «Куда ёжику поставить фигуры?», «Чем отличаются эти рисунки?», «Помоги художнику исправить ошибку». Цель этих игр формировать у детей умение рассуждать, высказывать свои умозаключения.
Дети могут самостоятельно выбирать понравившуюся интересующую их игру, играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Таким образом, выбранные нами дидактические игры по развитию математических представлений у детей повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти и мышление у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремиться надо к тому, чтобы радость от игр переходила в радость учения.
Литература :
1. Коротовских Л. Н. Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.- 224 с.
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство-Пресс», 2001.- 94 с.
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике -М. : Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.
4. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980. -128 с.
5. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. -М. : Издательский центр «Академия», 2000 .- 272 с.