Кашифа Кучукова
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование учебно-игровых пособий
Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста
через использование учебно-игровых пособий
«Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»
Воспитатель:
КучуковаКашифаРауфовна
Тема: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Тип проекта: Обучающий, игровой.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование учебно-игровых пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Вид проекта: Долгосрочный.
Продолжительность: Один год.
Проблема: Развитие логического мышления ребенка дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было, что делать: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, логического развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого вопроса является использование проектной деятельности, которая позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем. При этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.
Мною был разработан проект, направленный на логическое развитие дошкольников посредством внедрения в работу логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Блоки Дьенеша. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки» - но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание детей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Цель проекта: Развивать логическое мышление детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
1) Создание условий для игровой деятельности детей в группе.
2) Изучение новых технологий и различных теоретических подходов к развитию логического мышления ребенка дошкольного возраста.
3) Выявление более эффективных методов совместной деятельности с детьми.
Методы проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые.
Этапы реализации:
I. Предварительный:
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- предварительная презентация проекта.
II. Основной:
Включение каждого ребенка в игровую деятельность для развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
III. Заключительный:
Период осмысления собственных результатов. Презентация результатов проекта.
Реализация данного проекта осуществляется через :
- цикл игр (игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша);
- создание условий для игровой деятельности детей в группе.
Тематический план по реализации проекта
№ Дата
1 Сентябрь 2019г. Определение цели и задач проекта;
изучение необходимой литературы;
подбор теоретического материала;
разработка тематического плана для реализации проекта.
2 Октябрь 2019г.
3 Ноябрь 2019г.
Работа с воспитанниками
Палочки Кюизенера
№ Дата Название игры Время проведения
1 7.12.2019 Знакомство с учебно-игровым пособием Утро
2 14.12.2019 Знакомство с игрой «Посудная лавка» Вечер
3 21.12.2019 «Посудная лавка». Игра №1. «Конструируем посуду по каталогу образцов» Утро
4 28.12.2019 Игра №1, 2 вариант игры Создание «Каталога посуды» Вечер
5 11.01.2020 «Посудная лавка». Игра №2. «Конструируем посуду на рабочих листах» Утро
6 18.01.2020 Игра №2, 2 вариант игры «Корабли в гавани» Вечер
7 25.01.2020 «Посудная лавка». Игра №3. «Завершаем замысел мастера» Утро
8 1.02.2020 Игра №3 + Слуховой диктант Вечер
9 8.02.2020 Игра «Дом с колокольчиком» Утро
10 15.02.2020 Вечер
11 22.02.2020 Составление «Сказочной композиции» Утро
Блоки Дьенеша
№ Дата Название игры Время проведения
1 01.03.2020 Знакомство с учебно-игровым пособием Утро
2 15.03.2020 «Знаменитый ясновидец» Вечер
3 22.03.2020 «Кошки-мышки» Утро
4 29.03.2020 «Выкладываем дорожки» Вечер
5 05.04.2020 «Код в сундуке» Утро
6 12.04.2020 «Ступени успеха» Вечер
7 19.04.2020 «Житейские истории» Утро
8 26.04.2020 «Я загадаю, вместе отгадаем» Вечер
9 03.05.2020 «Транспорт к выезду готов» Утро
10 11.05.2020 «Восстанавливаем разрушенный город» Вечер
11 17.05.2020 «Доставка грузов» Утро
12 24.05.2020 «Лабиринты» Вечер
13 31.05.2020 Утро
Работа с педагогами
№ Тема Дата
1 Выступление на педсовете. 05.12.2019г.
2 Промежуточное представление проекта. 18.01.2020г.
3 Итоговое представление проекта.
Работа с родителями
№ Тема Форма реализации Дата
1. Выступление на родительском собрании.
Знакомство с учебно-игровыми пособиями : палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Консультация Февраль
2. Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша» Консультация В теч. проекта
Промежуточный результат
Развитие умения
- считать и отсчитывать,
- сравнивать,
- работать по схеме,
- ориентироваться на плоскости,
- переносить на схему свои собственные проекты.
Предполагаемый результат: ребенок, умеющий
ориентироваться на плоскости;
решать логические и интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;
планировать этапы своей деятельности;
работать по схеме;
добиваться результата;
работать самостоятельно;
делать выводы из полученной информации.