Емельянова Ирина Алексеевна
Развитие логического мышления средствами развивающих математических игр в старшем дошкольном возрасте
Аннотация: В статье раскрываю понятие логического мышления, а также способы и средства развивающих игр в старшем дошкольном возрасте, методики логического мышления.
Ключевые слова: логическое мышление, дошкольник, методики, развивающие игры, ФГОС.
Публикация «Развитие логического мышления средствами развивающих математических игр в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В ФГОС отмечено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, которые осуществляются через образовательные области их 5, в том числе и познавательного развития. Где прописано, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации формирование познавательных действий становление сознания и мышления.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме»[1, с. 135].
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Стоит сказать, что же такое развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление, с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения, которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.
Развивающие математические игры выражаются через приёмы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой, познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым способом. Задействовав сенсорику, мелкую моторику, память и логику.
Логика - это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.
Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции, четкие понятия, в том числе и ребёнок. В повседневной жизни люди используют логическое мышление не только не всегда, но скорее даже редко, заменяя его мыслительными привычками и интересными соображениями. В научных исследованиях и в математике логическое мышление абсолютно необходимо [4, с. 36].
Динамика развития мышления
Наглядно действенное мышление - Познаёт окружающий мир, решает задачи, производит реальные действия с предметами.
Наглядно-образное мышление - Создаёт образы предметов, обозначает образы словами.
Зародыш словесно-логического мышления - Умеет оперировать словами, понимает логику рассуждений.
Современные логические и развивающие математические игры разнообразны. По ФГОС эти игры должны быть представлены в достаточном количестве и, по мере снижения у детей интереса к ним, заменяться аналогичными. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.
игры из серии «Форма и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др.
игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
игры-забавы: лабиринты, кроссворд, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);
головоломки: (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки- магические квадраты, логические блоки Дьенеша; головоломки, палочки Киюзенера) и др [2, с. 33].
Из всего сказанного выше мы можем сделать вывод о том, что развивать логическое мышление средствами развивающих игр необходимо уже с раннего возраста.
Список литературы:
1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей дошкольников 3-4(4-5, 5-6) лет. - М., 2014. - с. 135
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М., 2017. –с. 33
3. Козлова В. А. «Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей». Школьная пресса 20018. –с. 61
4. Поддъяков Н. Н. “ Мышление дошкольника”. Новая школа 2019. –с. 36