Любовь Наумова
Развитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Публикация «Развитие логического мышления посредством использования геометрического материала, Старшая группа» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Существуют различные приёмы развития логического мышления. Я считаю одной из важных задач – научить детей проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приёмов логического мышления. Важнейшие из них для дошкольников – это приём сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки, приём изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру.
В работе с детьми пяти-шести лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Привожу пример некоторых дидактических игр для развития логического мышления.
Игра «Найди пару»
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одной рукавичке из пары. Затем показывает оставшиеся рукавички. Ребёнок, увидев свою парную рукавичку, должен сказать: «Это моя рукавичка». Спросить: «Почему?» Ребёнок описывает узор на рукавичках, проговаривая названия геометрических фигур, количество и месторасположение (сверху, снизу).
Игра «Выложи сам»
Ребенку дается контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно выложить вот так
Сделайте игру подходящей по сложности. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.
Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать из геометрических фигур.
Игра «Выложи фигуру»
Немного усложняем игру. Если в предыдущей игре ребенок составлял предметы по наглядному образцу, то в этой игре - по памяти. Начните с более легких фигур (елочка, домик) и постепенно усложняйте задачу для ребенка.
Игра «Коврик для»
Предлагается ребенку сделать коврик, украшенный геометрическим узором. объяснит, какой коврик она хотела бы получить. Например, в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, справа 3 овала, слева 3 прямоугольника. Коврик можно сделать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по лекалу (в толстом картоне вырезать отверстия разных форм). Конечно, сначала ребенку сложно будет выполнить заказ. Я предлагаю ребенку повторить просьбу куклы и по мере надобности повторяю, что делать дальше. Но все же надо стремиться, чтобы ребенок сам запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно.
Игра «Магазин ковров»
Если ребенок уже сделал несколько ковриков, можно организовать эту игру. Ковры будут продаваться, а ребенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой она попросит (описание может быть таким же, как и в предыдущей игре.) После этого ребенок, глядя на продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться последовательного описания и правильного употребления слов в середине, сверху, снизу, слева, справа). Кукла купит для него этот ковер.