Семенова Ирина
Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
В процессе познания мира через природу, окружающего мира, искусство у детей формирует эстетический вкус, понимание прекрасного. Но особое место в эстетическом развитии ребенка занимает его собственная художественная деятельность, играя важную поль в психическом развитии.
Изобразительная деятельность учит детей думать и анализировать, способствует активному развитию мелкой моторики рук, памяти, воображения. В процессе изобразительным творчеством у детей формируется связная речь, обогащается словарный запас.
Публикация «Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для успешного процесса изображения художественного образа, требуется не только формирование восприятия и нужных представлений об изображаемом, но и формирование технических навыков и умений. Часто именно обучению техники изобразительной деятельности уделяется мало внимания. Дети не умеют правильно держать и пользоваться инструментами, не владеют элементарными техниками и способами движения руки. Это мешает ребенку передать образ, задуманное и приводит к неуверенности в себе и частичной или полной потере интереса к данному виду деятельности. Для успешного процесса формирования нужно сопровождать показ действий словами и пояснениями. С помощью использования такого воздействия у детей повышается качество и скорость обучения навыкам изобразительной деятельности.
Детское восприятие имеет свои особенности, поэтому детские работы более раннего возраста по изобразительной деятельности отличаются примитивной выразительностью. Так представления ребенка о предмете могут сильно отличаться от самого предмета в действительности, так сохраняются лишь отдельные его качества, которые произвели наибольшее впечатление. Таким образом дети часто передают в изображении или поделке не то, что они видели, а то что они себе вообразили и представили. Незнание педагогами вышесказанного приводит к спешке и формированию процесса обучения технике, приводит к тому, что вместо художественных образов ребенок научиться действовать только по шаблону. Для развития воображения это представляет большую угрозу, так как такие дети могут утратить личные средства выразительности.
Самый подходящий период для начала творческой деятельности ребенка – ранний возраст. Так как именно в раннем возрасте появляется потребность в такого рода деятельности и закладываются основные умения. Дети, познакомившись в раннем возрасте с изобразительной деятельностью показывают более высокие результаты, у них больше развито воображение, лучше развиты умения и навыки.
Способности к изобразительной деятельности у разных детей проявляется по разному часто с большими различиями. Поэтому для успешного развития ребенка в изобразительной деятельности педагог должен стремится создать оптимальные условия для каждого ребенка, учитывая его возраст и индивидуальные возможности. Занятия должны иметь доступный игровой характер. Элемент сюрприза подарит детям много положительных эмоций и способен сформировать устойчивый интерес к творчеству.
Современная педагогика посредством изобразительной деятельности решает массу задач, таких как:
Формирование у детей эстетической потребностей, приобщение к различным видам искусства и их жанрами.
Формирование чувства цвета
Овладение различными техниками, как классическими так и традиционными
Умение экспериментировать с художественными умениями во время создания образа
Расширение эмоциональных чувств ребенка
Формирование творческой активности, самостоятельности, коммуникативными навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом изобразительная деятельность решает искусствоведческие, художественно изобразительные, познавательно развивающие, эвристические, эмоционально личностные и эстетические ценностные задачи.
В заключении следует отметить, что изобразительная деятельность является важной неотъемлемой частью жизни любого ребенка. Изобразительная деятельность является одним из главных ключевых компонентов в формировании личности дошкольников. При правильном подходе она будет способствовать общему гармоничному развитию ребенка.
Список литературы:
Погодина С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – М. : ВАКО, 20 – 144 с. Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования : учебное пособие Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В Гербовой, Т. С Комаровой. – Издание третье. М. : Педагогическое общество России,
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. – е изд. – М. : Просвящение, 2008. – 189 с.