Рима Галина
Развитие литературной речи на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать - формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Публикация «Развитие литературной речи на уроках литературного чтения» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Успехи учащихся в литературной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.
Учителю при работе по формированию литературной речи учащихся следует уделять внимание не только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.
В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т. е. желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств.
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному.
Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
В чем я вижу повышение эффективности урока для развития речи?
Во-первых, это целенаправленность. На уроках чтения в целях обогащения словаря детей мною используются следующие группы речевых упражнений:
1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Это такие упражнения, как наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение слова путём замены его синонимом и т. д.
2. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий. Сюда входят упражнения, направленные на расширение и уточнение представлений, связанных у ребёнка с данными словами. Большое место занимают упражнения, содержащие элементы логических операций; выделение основных признаков предмета; характеристику предмета по единичному, характерному признаку; сопоставление двух предметов по сходству и различию с целью более глубокой характеристики; систематизацию и обобщение основных признаков понятия (например, признаков времён года, отличительных признаков домашних и диких животных); сопоставление связных элементарных характеристик, описаний предметов (3-4 предложения) по вопросам или самостоятельно. Для успешного выполнения упражнений данного типа большое значение имеет наглядность – показ предмета, наблюдение и экскурсии. Помогает раскрытию содержания понятия и сопоставление личного опыта ребёнка, его представления о данном предмете с тем, которое даётся в книге. Поэтому возникает ещё один вид упражнений - сопоставление прочитанного с виденным, использование примера из опыта ребёнка.
3. Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.). Эти упражнения проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи учащихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка – синонимах, омонимах, антонимах, многозначностью слова, эмоциональной его окраске и т. д. Лексико-стилистические упражнения связаны со смысловой стороной анализируемого текста или устного рассказа.
4. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Эта группа упражнений должна знакомить детей с изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений – воспитать путем наблюдений над текстом внимание к образной стороне языка. Надо помочь детям осознать, что художественный образ создаётся с помощью определённых художественных средств.
При проведении названных видов упражнений, способствующих обогащению и активизации словаря учащихся, важным и заключительным моментом является организация речевой практики детей в связи с прочитанным и
проанализированным произведением.
Во-вторых, продуманность отбора материала. Если содержания всех упражнений подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей. Обязательно для развития речи необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память.
Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли.
Очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи ученика.
Примеры формирования диалогической речи :
1) обучение пониманию вопроса;
2) составление ответа на него;
3) обучение постановке вопроса;
4) участие в драматизациях.
Для формирования диалогической речи провожу игры «Журналисты», «Философский стол».
Работа над чё тким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т. д.
Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.
Нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.
Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми. Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи.
Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность.
Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции:
Обязательно надо работать над понятиями: аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.
На своих уроках я устраиваю "минутки поэзии", на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится.
Эти стихи собираются и "издаётся" сборник стихов, изготавливаю сборник сама, а вот иллюстрации выполняют дети.
В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д.
Большое место в развитии речи учащихся начальных классов занимают пересказы различных текстов. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приёмов развития мышления и речи.
Пересказ на уроках чтения зависит от целого ряда условий:
• от задачи, которой направляется процесс чтения и подготовка пересказа;
• от степени активности, с которой учащийся включён в процесс решения задачи;
• от особенностей текста, который подлежит воспроизведению.
Необходимо помнить, что любой пересказ или рассказ на уроке чтения должен быть, прежде всего, средством общения. Задача, которая встаёт в связи с этим заключается в том, чтобы научить детей пересказывать и рассказывать с учётом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали. Очень важно в связи с этим воспитывать у детей критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней.
Работа над развитием речи на уроках русского языка.
Основа связной речи - предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения - один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:
• Прошу продолжить такие предложения:
- Если бы я был цветком, я бы: :
- Если бы я был кошкой, я бы:.
- Если бы я был книгой, я бы:.
• Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
• Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: "Почему он плачет?"
• Записываю слова " мама" и "беда". После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама беда
Семья слёзы
Счастье и т. д. боль и т. д.
Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов.
Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.
Работа над развитием речи на уроках математики.
Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, "он школьник, не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил".
На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:
Кому принадлежат стихи?
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика,
В сердце только грустнее.
Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.
• Н. А. Некрасов - 45
• К. Д. Бальмонт - 60
• Ф. И. Тютчев - 23
32-2х5+38=60
Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.
Особую роль играют уроки - тренинги. Тренинг - это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.
Детям раздаются карточки, на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.
Работая над темой: «Развитие литературной речи на уроках литературного чтения», я вижу, что мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю …», «Я считаю …», «Я не согласен …». Появились интересные темы творческих работ, например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала крыша», «Художник – мороз» и другие. Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.
Хочу закончить своё выступление словами К. Д. Ушинского: «Дар слова … развивается не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить систему изложения, а не заучивать фразы и слова».